Аниме (или анимэ) всерьез вошло в нашу жизнь. Фанаты аниме по всему миру (называемые отаку), устраивают аниме-фестивали, вживаются в образы любимых героев с переодеванием (косплей), пишут рассказы по аниме (фанфики), снимают видеоклипы на основе аниме, читают комиксы с сюжетами аниме (манга)… 60% всех мультипликационных сериалов в мире – это аниме. Неудивительно, что такой ажиотаж может пугать некоторых родителей: непривычные образы героев, странное изображение их внешности, нехарактерные для нас верования, отсутствие привычной простой и понятной «морали» сказки, страшные изображения, проявление насилия и агрессивное поведение персонажей аниме. Как все обстоит на самом деле – давайте разбираться!
Зачастую неприятие аниме возникает из-за того, что наше, родителей, знакомство с японскими мультфильмами началось с не самых лучших картин. Первое аниме, хлынувшее в нашу страну на видеокассетах, было мультиками для взрослых – жанр хентай, или научно-фантастическими слабо прорисованными историями про роботов и механических машинообразных существ – жанр меха. Мы привыкли относиться к анимации как к красивым картинкам- сказкам для детей, а увидев совсем не такое кино, не вдаваясь в подробности быстро сформировали первое негативное мнение, которое могло сохраниться.
Итак, аниме — это вся японская анимация со своей спецификой образов, изображения, сюжетов. Есть разные жанры аниме в зависимости от целевой аудитории (возраста, пола, и даже сексуальных предпочтений), от стиля (например, комедии, драмы, фэнтези, приключения), от используемых технологий (компьютерная обработка, рисунок пером или акварелью), от характера истории (например, спортсмены, волшебник-супергерои, обычные люди, сказка, притча, космические приключения). Сюжеты для аниме берут из японских комиксов, компьютерных игр, из японской или иностранной литературы. Жанр аниме, создаваемых для детей до 10 лет, называется кодомо, о нем мы сегодня и будем говорить. Что отличает детские мультики- кодомо- от других жанров? Во-первых, способ изображения, учитывающий особенности детского восприятия: четкие, яркие картинки. Во-вторых, несложные, но важные темы: семья, дружба, природа, добро. В-третьих, добрый сюжет без насилия и сцен жестокости, часто по мотивам известных нам сказок (кот в сапогах, алиса в стране чудес, русалочка). В нашем детстве тоже были аниме-кодомо: «Пчелка Майя», «Покемон», совместный советско-японский мини-сериал «Приключения пингвиненка Лоло». Самые популярные сейчас в этом жанре полнометражные мультфильмы режиссеров Хаяо Миядзаки, Хиромаса Ёнэбаяси, Хироюки Морита, Исао Такахата.
Девятка лучших аниме для детей до 11 лет, рекомендуемых нами для просмотра с детьми:
1. Мой сосед Тоторо, 1988, Х.Миядзяки (0+)
2. Рыбка Поньо на утесе, 2008, Х.Миядзаки (6+)
3. Ариэтти из страны лилипутов, 2010, Х.Ёнэбаяси, Х.Миядзаки (0+)
4. Ведьмина служба доставки, 1989, Х.Миядзяки (6+)
5. Мэри и ведьмин цветок, 2017, Х.Ёнэбаяси (6+)
6. Возвращение кота, 2002, Х.Морита (0+)
7. Ночная буря, Г.Сугии, 2005 (0+)
8. Навсикая из долины ветров, 1984, Х.Миядзяки (6+)
9. Сказание о принцессе Кагуя, 2013, И.Такахата (6+)
Так какие же основные опасения относительно аниме есть у родителей и мнение психолога:
— «в аниме непонятные образы, много духов и богов» — Конечно, в кинофильмах, и мультфильмах, как в любом виде искусства, отражается реальность страны, в которой они создаются, ее история, философия и мифология, так отличающиеся от наших представлений об устройстве мира. Например, в японском фольклоре, и в аниме соответственно, отражена вера японцев в духов и богов, обитающих повсюду и в природе, и в доме. Но если нас, взрослых, может пугать эта идея вездесущих богов, то для детей это, наоборот, очень естественно: они и так силой своего воображения наделяют душой все, что можно, очеловечивая неживое. Поэтому сказки и мультфильмы так понятны детям — они тоже «оживляют» неодушевленное.
— «в мультике страшные герои, чудовища» — В наших сказках тоже есть страшные персонажи – мифологические образы смерти: баба-яга или кощей. Не стоит бояться того, что ребенок в мультфильме наблюдает встречу героев с чем-то опасным, пугающим — здоровая детская психика защищает ребенка, помогая разделить: это не про меня, не про мою семью, не про мой реальный мир, а значит это не по-настоящему, и реальной опасности для меня нет.
— «у героев непропорционально большая голова, огромные глаза» — Как ни странно, большие, выделяющиеся и выразительные глаза японские мультипликаторы позаимствовали у Диснея, чтобы лучше передать эмоции и чувства героев. В аниме по прорисованным глазам персонажа можно понять его характер, манеру поведения. Так, у положительных героев глаза большие, блестящие, светлые, а у отрицательных — часто полузакрытые, с маленькими зрачками, без блеска, прикрытые челкой. Внимание к внутреннему миру ребенка – одна из главных идей детского аниме, поэтому переживания героя зачастую «написаны» у него на лице – показаны преувеличенно и не очень реалистично.
— «а вдруг мой ребенок станет аниме-зависимым» – Аниме- кодомо будят воображение ребенка, которое просто необходимо для его полноценного психического развития. У дошкольников есть период, когда перевоплощение в любимого героя (папу, паровозика Томаса, кошку, человека-паука) и стремление ему во всем подражать – и это естественно и нормально. Даже самые привлекательные мультики не сделают ребенка зависимым от них, если у него все в порядке с ощущением себя, самооценкой, если есть друзья и другие интересы, и главное- доверительный контакт с близкими. Если мы интересуемся делами ребенка, его увлечениями, можем понять, что и почему так для него привлекательно в мультиках, разделить с ним интересы и игры, то вряд ли у ребенка будет потребность прятаться от реальности. Если все же ребенок предпочитает мир фантазий — это может быть случаем психологической травмы, особенностей психического развития, проявлением серьезных трудностей в общении и взаимодействии с социумом, и тогда, конечно, надо к психологу.
Так в чем же особенная притягательность аниме для детей и мнение психолога:
— «красивая природа и животные» — Тема взаимоотношения человечества с природой в целом, и конкретного персонажа со стихией в частности прослеживается почти во всех кодомо. Познание мира природы для развития ребенка так же важно, как и мира людей. Поэтому образы природы- пейзажи, птицы, животные часто прописаны детально, рисунки яркие, краски сочные, доставляя эстетическое удовольствие зрителю. Завораживающее изображение моря и леса у Миядзаки, гор у Сугии для городских детей, часто лишенных контактов с живой природой, позволяет им не терять этой связи, показывает важность природы, необходимости заботы о ней, формирует «экологичность» мышления.
Маленьким дети легче понять идеи добра-зла, радости-грусти, плохого-хорошего на примерах образов животных, которые «проще» людей. Звери очеловечены детским сознанием, но наделены довольно однозначными характеристиками: друг, хитрый, злой, трус. Не зря в русской культуре первые сказки для малышей — про животных. Понимание таких возрастных особенностей восприятия мира в аниме тоже отражено. Так, у детей помладше нужные представление об окружающем мире, отношениях и дружбе помогают сформировать «понятные» звери: волчонок и козленок в «Ночной буре». А для ребят чуть старше появляются волшебные сказки про героев -детей- таких же, как они.
— «нравится музыка» — Музыкальному сопровождению в аниме уделяется большое внимание. Красивая, качественно сделанная музыка влияет на восприятие зрителя, создает нужные настроение и атмосферу, помогающие лучше понять ситуацию.
— «тут волшебство, чудеса; как будто тоже летаешь с героями» — Мультфильмы с колдовством и магией, героями со сверхспособностями так привлекательны для детей, потому что в отличие от настоящей жизни, тут можно самому быть другим — самым главным и всесильным, всемогущим волшебником, погрузиться в волшебный мир фантазии и сказки. В мультфильмах Миядзаки стихия неба, ветер – почти самостоятельные герои истории; везде есть сцены полета, ощущения от которого так приятны ребенку.
— «это про настоящих или почти настоящих детей, а не принцесс с принцами» – Персонажи кодомо- положительные герои, они добры, спокойны, дружелюбны, смелы, отважны, мудры, обладают огромной силой духа. Или приобретают эти качества по ходу мультфильма и закаляют свой характер. В целом тема взросления и формирования личности – одна из важнейших в японской анимации. Через преодоление трудностей и испытаний, решая порой недетские проблемы — в поиске признания, работы, доверия, не теряя надежды и веры, герой становится умнее, увереннее в себе, самостоятельнее. Такие образцы для подражания юным зрителем.
В России кодомо-аниме представлено больше мультфильмами для девочек. В зависимости от возраста аудитории видна тенденция к изменению образа героини. Так, девочки помладше наделяются чисто «женскими» чертами личности: участливость, сердечность, бескорыстность, готовность помогать другим (например, Кики). В историях же, где герой- мальчик, он обладает, соответственно, «мужскими» качествами: ответственностью, смелостью (например, Поньо). Таким образом, у ребенка исподволь формируется представление о мужском и женском характере, разнице в поведении. А в аниме для девочек постарше много героинь свободолюбивых, сильных в проявлении чувств, имеющих свое мнение, решительных и борящихся. Вообще внимание на внутреннем мире главного героя, гуманных, пацифистских отношениях с окружающим миром отличает аниме от привычных «западных» идей накопления и приобретения статуса, богатства.
— «не могу оторваться» — Эмоциональные сюжеты близки зрителю, трогают за душу, потому что подобраны именно для этой аудитории (возраст, пол). Эти аниме следуют верным моральным принципам, формируют правильные нравственные ориентиры добра и честности. Показывая, какой прекрасный мир с добротой, отсутствием войн, заботой о природе, внимательным отношением к близким, самосовершенствованием себя. Может не всегда можно просто и четко сформулировать «выводы» из мультфильма, но архетипические образы и смыслы цепляют бессознательно. Это видно по тому, с какими чувствами светлой грусти или спокойствия остаешься в конце фильма.
Как сделать просмотр аниме полезным. Рекомендации
При просмотре таких полнометражных мультфильмов ребенок переживает различные чувства, по-разному относится к происходящему, делает для себя какие-то выводы — происходит серьезная эмоциональная работа. Родители могут помочь ребенку ее сделать, предложив обменяться мыслями друг с другом, поделиться мнениями. Вместе обсудить идею мультика, отношения персонажей, поступки и чувства героев, сравнить себя с ними.
Можно подумать над следующими вопросами: Про что этот мультфильм? Что происходило с героем? Что он чувствовал? Почему он так поступил? Что подумал? Это было приятно-неприятно, просто-сложно? А как другим героям было? Как можно было поступить и почему? А у тебя такое случалось? Что больше всего понравилось/ удивило/ расстроило/ разозлило? Что ты для себя понял?
Можно рисовать сюжеты, образы из мультфильма, обсуждать их. Или проигрывать волнительные моменты, побыть разными героями, попробовать свои варианты сюжета.
Доброжелательно, сочувственно, понимающее, с интересом относясь к словам своего ребенка, мы создаем такие важные для него доверительные отношения. Вместе смотря и анализируя подобным образом фильмы и мультфильмы, мы учим ребенка лучше понимать себя и других людей — развиваем его эмоциональный интеллект; помогаем освоить нормы морали, нравственности и этики (обдумывая такие понятия, как дружба, добро, честность, справедливость) – способствуем лучшей его социализации.
Когда мы смотрим хорошие мультфильмы – мы становимся немного мудрее и добрее.
Мультклуб — групповые занятия для детей 7-10 лет. Это 10 встреч 1 раз месяц, 10 важных в жизни ребенка тем, связанных с его представлениями о себе и мире вокруг, которые он переживает, осмысливает и усваивает
Занятия проводятся по субботам, в 15-15.