Нарушение звукопроизношения является самым распространенным дефектом речи.
Оно может проявляться следующим образом:
- звук отсутствует в речи,
- звук произносится искаженно,
- звук заменяется на другой,
- смешение двух звуков.
Эти нарушения могут быть самостоятельным дефектом, а могут быть частью сложного речевого нарушения (фонетико-фонематического нарушения речи, общего недоразвития речи, задержки речевого и психо-речевого развития)
Нарушение звукопроизношения бывает 2 видов. Не смотря на их внешнее сходство важно отличать дислалию от более сложного нарушения – дизартрии.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации органов речевого аппарата.
Дизартрия – это расстройство звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевых мышц.
Причины дислалии:
- Особенности строения органов речевого аппарата, самые распространенные из которых, это неправильный прикус, короткая подъязычная уздечка, высокое или низкое нёбо.
- Недостаточная подвижность органов артикуляции, неточность движений или трудности переключения с одного положения на другое. В таком случае звуки искажаются. Например, вместо правильного звука «р» ребёнок произносит «горловой», на французский манер, вместо звука «л»- звук «уэ».
- Несформированность фонематического слуха и фонематического восприятия (способность распознавать и различать звуки речи — фонемы). Ребенок путает схожие звуки. При этом у него возникает смешение или замены звуков. Например, «жук» — «щук», «шуба» — «суба», «магазин» — «паказин», «лапа» — «ляпа».
- Подражание неправильной речи взрослых или детей, чрезмерное «сюсюканье», билингвизм.
Причины дизартрии:
Органические поражения центральной нервной системы, которые возникают в результате внутриутробной гипоксии, внутриутробной инфекции, родовых травм, а также вследствие некоторых заболеваний в раннем возрасте (менингиты, энцефалиты, травмы и др.).
У дизартрии кроме нарушенного звукопроизношения, могут быть и другие симптомы:
- речь нечеткая неразборчивая
- отсутствие выразительности речи, монотонность;
- нарушение тембра голоса, речь «в нос»;
- нарушение речевого дыхания, слабый голос;
- темп речи ускоренный или наоборот слишком медленный;
- паретичность органов артикуляции: губы вялые, рот часто бывает открыт, язык вялый, малоподвижный;
- спастичность мышц органов артикуляции: губы и язык напряжены и за счет этого малоподвижны;
- отклонение языка в сторону, тремор;
- гиперсаливация (усиленное слюноотделение);
- парезы и параличи мышц конечностей и туловища;
- неловкость или неточность движений, плохая координация. Дети поздно овладевают навыками самообслуживания, им трудно одеться, застегнуться. При рисовании плохо держат карандаш, руки или слабые, или наоборот, слишком напряжены. На спортивных или музыкальный занятиях могут отставать в темпе движений, не чувствовать ритм, тяжело переключаться с одного движения на другое;
Как работает логопед при дизартрии?
При дизартрии работа логопеда коррекция звукопроизношения строится аналогично работе при дислалии, а также проводится
- Нормализация моторики и тонуса мышц органов артикуляции.
- Работа над речевым дыханием.
Рекомендована консультация невролога.
Некоторые формы нарушения звукопроизношения влияют на формирование навыков чтения и письма и могут являются причинами дисграфии и дислексии, поэтому важно уделить особое внимание подготовке таких детей к школе.
Детям с нарушением звукопроизношения для подготовки к школе рекомендуются занятия с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. Такой комплексный подход используется для развития речи, внимания, памяти – базовых компонентов, которые положат благополучное начало школьному обучению.