Выполнение домашних заданий может быть источником трудностей и большого раздражения как для детей с трудностями концентрации внимания, так и для их родных. Взрослые могут облегчить ситуацию, создавая организованную и комфортную среду для выполнения заданий дома.
Организация рабочего места
- Вовлеките своего ребенка в создание его рабочего места, чтобы выяснить, что больше всего ему подходит и помогает.
- Выберите место, где ваш ребенок может находиться рядом с вами, но при этом иметь минимальное количество отвлекающих факторов (выключите телевизор, уберите из комнаты домашних животных и т.д.). Постепенно ребенок начинает ассоциировать выбранное пространство с сосредоточенностью и продуктивностью, учится организовывать и структурировать свое время и мысли.
- Многие дети могут лучше работать с монотонным фоновым шумом или музыкой без слов, чем при полной тишине. Попробуйте вместе с ребёнком собрать подходящий плейлист.
- Некоторые дети лучше концентрируются, если они могут стоять или ходить, выполняя такие действия, как чтение, запоминание или ответы на ваши вопросы. Попробуйте проверить, работает ли это для вашего сына или дочки.
- Убедитесь, что все необходимые материалы для выполнения домашней работы организованы и находятся в лёгком доступе, не загромождая стол.
- Используйте цветные папки или стикеры, для обозначения сделанных или незаконченных работ.
- Применяйте наглядные таймеры для того, чтобы обозначать границу между рабочим временем и временем отдыха. Понаблюдайте как долго ребёнок может работать продуктивно (обычно около 20-25 минут), после чего запланируйте 5-минутный перерыв, во время которого можно подвигаться и попить воды. После 2-3 «рабочих» блоков сделайте перерыв подольше.
Для детей с выраженными трудностями с концентрацией внимания важно создавать чёткий и понятный режим, постоянный график выполнения домашних заданий. Но будьте гибкими в тех средствах, которые вы используете чтобы помочь своему ребёнку, смотрите что работает именно в вашем случае, а что нет.
Выполнение домашнего задания
- Просмотрите вместе всё что нужно выполнить сегодня, отметьте в календаре или планере, к чему нужно будет подготовиться позже.
- Покажите, как использовать цветные маркеры, чтобы выделить основные части в задании или инструкции.
- Напоминайте, что можно перечитывать задания для лучшего понимания.
- При необходимости, помогите разделить большие задания на маленькие части.
- Отмечайте усилия вашего ребёнка, будьте конкретны в своей похвале («здорово, что ты перечитала задание ещё раз, это помогло в нём разобраться»; «хоть задачки сегодня были непросты, ты хорошо потрудился»).
Продолжайте следить за работой вашего ребенка, изучать навыки и привычки, чтобы выяснить, что помогает или мешает. Расскажите учителю о тех приёмах, которые работают дома, обсудите возможность их использования в классе.
Автор статьи, Светлана Плахова, нейропсихолог.
Светлана Плахова проводит нейропсихологическую диагностику, коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими нарушения внимания и саморегуляции (в том числе СДВГ), отставание в речевом и/или психическом развитии (ЗПР, нарушения письма и чтения и т.п.), имеющими трудности школьного обучения; консультации родителей по вопросам стратегии обучения и воспитания детей.
Светлана Александровна – один из авторов и составителей комплексной Программы по подготовке к школе детей с СДВГ, речевыми нарушениями и другими тружностями обучения «Путешествуй вместе с нами»,
а также программы для школьников 1-2 классов, имеющих проблемы с пространственными представлениями «Зазеркалье»