Игра является естественной деятельностью для ребёнка. Играя, ребёнок постигает устройство окружающего мира, учится выстраивать отношения со своими сверстниками, постигает хитросплетения человеческих отношений.
Через игру ребёнок получает возможность выражать свои чувства и эмоции, делиться впечатлениями и переживаниями, находить ответы на волнующие его вопросы.
Британский психоаналитик Д. Винникотт считал игру «безопасным мостиком» или переходным пространством между внутренним миром ребёнка и внешней реальностью. Именно эта особенность игры делает процесс игровой деятельности безопасным не только для проявления и реализации желании, но и для развития креативности и творческого потенциала ребёнка.
Для детских психологов игра ребёнка является отражением того, как ребёнок воспринимает окружающих его людей, самого себя и события, происходящие в его жизни. Отсутствие у ребёнка способности играть может быть тревожным сигналом для родителей и специалистов. В такой ситуации важно разобраться, что мешает ребёнку проявлять себя в игре, почему для него становится невозможна спонтанная игровая деятельность, что в окружающем его мире или в нем самом препятствует проявлению креативности и фантазии.
При дефиците времени для свободной игры ребёнок начинает искать другие заменители или аналоги игровой деятельности. Такими аналогами могут стать компьютерные игры, увлеченность фантазиями и несуществующими мирами, «странные» формы поведения.
Опыт практической работы с детьми показывает, что как только в кабинете психолога у ребёнка обнаруживается способность к спонтанной игре, приходит облегчение в обыденной жизни ребёнка и семьи. В этом смысле игра — ресурс для стимулирования дальнейшего правильного развития ребёнка, его умения справляться с вызовами жизни, возможность проявить творческий потенциал.