Ребенку 6 лет. В этом возрасте многие дети посещают занятия по подготовке к школе, где их учат считать, читать и писать. Как определить, достаточно ли малышу подобных занятий, готов ли он к школьному обучению, или ребенку требуется дополнительная подготовка?
Предлагаем несколько вопросов для родителей, которые помогут разобраться в том, что такое готовность к школе.
Насколько ваш ребенок крепок физически?
В школе подолгу приходится сидеть за партой в одной позе 4-5 уроков подряд. Во время письма и чтения мышцы спины, плеч и шеи находятся в напряжении. Чтобы не уставать, ребенок должен быть сильным и выносливым. Этого можно достичь, занимаясь спортом и развивая физическую активность.
Достаточно ли развита у него крупная и мелкая моторика?
Моторика – это общая координация движений, подвижность всего тела и его конечностей, выполнение простых и сложных действий в нужной последовательности для достижения какой-то цели (например, в играх или танцах). Моторика бывает мелкая и крупная, причем обе имеют одинаково важное значение для развития ребенка и освоения школьных навыков. Например, умение писать строится не только на тонких движениях кисти (мелкая моторика), но и возможности управлять плечевым и локтевым суставами, мышцами всей руки (крупная моторика).
Сформированы ли у него пространственные представления?
Сверху, снизу, справа от двери, слева от тебя, из-под, около, между, быстро, медленно, раньше, послезавтра, выше, шире и другие понятия ориентации в пространстве – основа для освоения письма, чтения, математики. Важно, чтобы ребенок абсолютно точно понимал и умел использовать эти слова на бытовом уровне.
Хорошо ли развита его память?
Память – это не только механическое выучивание стихов. Это и умение извлекать из памяти и активно использовать полученную информацию. Сколько фактов он может запомнить и как надолго? Может ли восстановить последовательность событий или историю по памяти? Помнит ли причины поступков героев?
Как долго ваш малыш способен удерживать внимание на поставленной задаче?
В дошкольном возрасте детям свойственно внимание непроизвольное: игра захватывает и не требует особых усилий для сосредоточения. Когда же ребенок идет в школу, появляется необходимость в произвольном внимании: нужно спокойно сидеть, слушать учителя, выполнять несколько видов деятельности одновременно, переключать внимание с одного задания на другое и не отвлекаться на одноклассников. Может ли ребенок быть внимательным настолько, чтобы запомнить и выполнить сложные просьбы учителей и родителей?
Как он мыслит?
Умение сравнивать предметы и явления, находить взаимосвязи между ними, обобщать, классифицировать, строить логические связи, понимать причинно-следственные отношения – это способность ребенка анализировать и мыслить. Именно она является основой обучения. Можно выучить таблицу умножения, но понять принцип этого умножения важнее.
Достаточно ли сформирован у него звуковой анализ слова и фонематическое восприятие?
Важным навыком для обучения чтению и письму является умение определять наличие звука в слове, его месторасположение, последовательность звуков в слове. Может ли ваш ребенок найти в слове заданный вами звук, назвать звуки слова по порядку? Замечает ли разницу между похожими словами (коза-коса, крыса-крыша); не заменяет ли в собственной речи Б на П, Д на Т и т.д.?
Насколько развита его речь?
Здесь мы говорим о речи, как о способе коммуникации и обучения. Сможет ли ребенок обсудить на перемене с одноклассниками любимый мультфильм, понятно объяснить правила новой игры, правильно задать вопрос учителю, сформулировать ответ в задаче?
Обрёл ли ребёнок возможность регулировать своё поведение и контролировать желания?
Придя в школу, ребёнок оказывается в новых условиях, действующих по определенным правилам. Необходимо сидеть на уроке, слушать учителя, делать уроки. Понаблюдайте за своим ребёнком — играет ли он в игры с правилами, может ли их соблюдать, не прекращает ли игру, если правила кажутся ему слишком сложными? Учитывает ли он мнения других людей — родителей, друзей, бабушек и дедушек или настойчиво требует своего?
Возможность понимать свои чувства и желания, видеть настроение другого человека и выстраивать своё поведение в соответствии с этими фактами является одной из важнейших характеристик созревающей психики.