Ребенок с СДВГ, обучаясь в школе, испытывает трудности. Почему?
Школа – это организация в которой необходима дисциплина, где необходимо соблюдать правила и нормы. Ребенку с СДВГ из-за невнимательности трудно удерживать правила в голове, а гиперактивность и импульсивность мешает соблюдать дисциплину. Он не может усидеть на месте в течение всего урока, выкрикивает ответы, часто недослушав вопрос. Из-за своего чрезмерно активного поведения он создает атмосферу, мешающую учиться и другим детям. На переменах ребенок с СДВГ снимает напряжение, которое накопилось во время урока, «ходя на голове».
Школа требует от учащихся высокой концентрации внимания на уроках. Чтобы успешно учиться в школе нужно уметь сосредотачиваться, слушать и слышать учителя — без этого невозможно понять материал, который рассказывается классу из 30 человек. Дефицит внимания не позволяет ребенку полноценно включаться в учебный процесс. Они очень плохо переносят скучные, монотонные, однообразные задания, поэтому любая деятельность должна иметь эмоциональное подкрепление.
Школа предполагает определённую самостоятельность ребёнка. Дети с СДВГ часто плохо выполняют задания сами, из-за дефицита внимания у них снижается мотивация. Интерес и желание что-то делать формируется медленно. Их отвлекает всё: другие дети, окружающие предметы, вид из окна. Настроившись слушать объяснения, он легко теряет нить. Начав работать в тетради, не заканчивает задания.
Школа ориентирована на успеваемость. Кроме того, что ребёнок с СДВГ плохо успевет в учебе из-за невнимательности, синдром дефицита внимания и гиперактивности нередко сопровождается нарушениями письма и чтения.
В школе для коррекции поведения часто используются достаточно «репрессивные» методы: замечания, воспитательные беседы и наказания. Это создает для ребенка с СДВГ сложности в адаптации, снижение самооценки, конфликты.
Светлана Плахова, нейропсихолог, автор специальной программы подготовки детей к школе с трудностями в обучении «Путешествуй вместе с нами» делится опытом работы детьми с СДВГ:
«Для каждого ребёнка важна устойчивая самооценка, а для детей с СДВГ это важно вдвойне. Часто от них можно услышать слова «у меня всё равно не получится», «я сделаю хуже всех», «вы и так будете ругаться». Такая позиция отбивает желание учиться и прикладывать усилия, что детям с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания приходиться делать постоянно. Мы стараемся замечать даже самые маленькие положительные сдвиги и успехи наших ребят, поддерживая интерес к учёбе и привычку не сдаваться в трудной ситуации».
Как подготовить ребенка с СДВГ к обучению школе?
Коррекционные занятия должны включать ряд важных моментов, которые помогут ребенку скомпенсировать свои особенности и подготовиться к обучению.
- Нужно соблюдать баланс между занятиями «за партой» и двигательной активностью, чтобы ребенок мог снимать напряжение, переключаться.
- Ребенку должно быть интересно, чтобы поддерживать его внимание. На занятиях должна использоваться в том числе и игровая форма работы.
- Необходимо делать особый акцент на формировании регуляции своей деятельности, возможности переключать и удерживать внимание.
- Важно развивать психические функции, которые помогают концентрировать свое внимание: зрительное восприятие и зрительную память, слуховое восприятие и память, пространственное восприятие.
- Развивать крупную и мелкую моторику, помогать контролировать свои движения и действия.
- Оптимально, если они будут проходить в небольшой группе, так как индивидуальные занятия не научат ребенка работать вместе с другими детьми, а большие группы буду слишком отвлекать, и педагог не сможет учитывать особенности ребенка.
Светлана Александровна Плахова — нейропсихолог, оказывает помощь детям в развитии и коррекции познавательных функций, используя обширный диапазон возможностей, который предлагает нейропсихология.
Вместе с логопедом Л.А. Поплавской является автором и ведущим специальной подготовки к школе для детей с трудностями в обучении, в том числе СДВГ.
Программа подготовки к школе детей с трудностями в обучении>> |