Иногда родители чувствуют растерянность, задумываясь о том, благополучно ли развивается их малыш. Как понять, может, необходимо обратиться к специалистам или эти тревоги не имеют под собой особых оснований?
Мы предлагаем несколько заданий, которые помогут вам, наблюдая за своим ребёнком в комфортных условиях дома, обратить внимание на важные для его развития умения и навыки.
Совсем не обязательно выполнить все задания за один раз. Какие-то можно обсудить, шагая из детского сада домой, другие — собирая вместе конструктор.
И самое главное, не устраивайте для ребёнка тест или экзамен — лучше поиграйте вместе!
5 лет
1. Ответить на вопросы о назначении предмета
Зачем нужна расчёска?
Зачем нужен носовой платок?
Что делают с книгой?
Что делают карандашом?
Для чего нужен автобус?
Если ребёнок ответил на 3 вопроса, задание считается выполненным.
2. Закончить условные предложения
Если ты хочешь спать, то ….
Если ты голодный, то …
Если ты испачкался, то …
Если тебе холодно, то …
Если пошёл дождь, то …
Если ребёнок правильно закончил 3 предложения, задание считается выполненным.
3. Использовать предложение из 5 слов
Понаблюдайте, как обычно разговаривает ребёнок: использует ли он уже предложения из 5 слов? Постарайтесь создать ситуации, в которых ребёнок захочет поговорить: поиграйте с ним в куклы, почитайте книжку с картинками и при этом внимательно следите за его речью.
4. Достроить предложения по аналогии
На кровати можно лежать, а на стуле …
На самолёте можно летать, а на машине …
Ушами можно слушать, а глазами можно …
Рыба умеет плавать, а птица умеет ….
Утка крякает, а собака ….
Если ребёнок правильно продолжил 3 предложения, задание считается выполненным.
5. Спросить, что означает непонятное слово
Наблюдая за ребёнком изо дня в день, вы, скорее всего, можете сказать, часто ли он задаёт вопросы. Ребёнок постоянно слышит новые слова, которые ещё не понимает.
Если он не спрашивает вас (или редко спрашивает) о их значении, то задание считается не выполненным.
6. Рассказать, что произошло за день
Постарайтесь создать непринуждённую атмосферу и выяснить что произошло с ребёнком за целый день.
Если из слов ребёнка вы не можете ничего понять, то задание считается не выполненным.
7. Поймать небольшой мяч двумя руками
Поиграйте вместе с теннисным мячиком. Встаньте напротив ребёнка и кидайте ему мяч на уровне его живота или груди.
Если ребёнок поймал мяч 3 раза подряд, то задание считается выполненным.
8. Уметь рисовать простые рисунки – солнце, домик, дерево
Попросите ребёнка нарисовать дом, дерево и солнышко.
Если задание даётся с трудом, попробуйте порисовать вместе с малышом и показать ему как можно выполнить эти рисунки. Если ребёнок не может нарисовать сам или скопировать ваш рисунок, то задание считается не выполненным.
6 лет
1. Повторить 4 цифры
Медленно произнесите 4 цифры (в любом порядке, от 1 до 9) и попросите ребёнка повторить их. Не поправляйте его и назовите другую последовательность. Повторите задание несколько раз.
Если ребёнок не повторил ни одной последовательности, то задание считается не выполненным.
2. Описать событие изображённое на картинке
Предложите ребёнку вместе посмотреть интересную картинку, содержание которой ребёнку будет понятно. Попросите рассказать, что именно изображено на картинке и что на ней происходит.
Если ребёнок не может составить небольшой рассказ или только показывает и называет отдельные части рисунка, то задание считается не выполненным.
3. Назвать отличия двух предметов
Спросите ребёнка чем отличаются два предмета:
стол-стул
велосипед-машина
лампа-свечка
собака-петух
лимон-ананас
Если ребёнок не понимает вопроса и не может назвать ни одного отличия, то задание считается не выполненным.
4. Найти рифму
Перед выполнением этого задания, объясните ребёнку что такое рифма. Если ребёнок понял, попросите его подобрать рифму к словам:
лицо – крыльцо
мышка — шишка
волос — голос
шутка – утка
дверь – зверь
Если ребёнок подобрал 3 рифмы, задание считается выполненным.
5. Назвать материал, из которого сделан предмет
Из чего сделана дверь?
Из чего сделан стакан?
Из чего сделаны ботинки?
Из чего сделан свитер?
Из чего сделан дом?
Если ребёнок ответил на 3 вопроса, задание считается выполненным.
6. Завязывать узел
Попросить ребёнка повязать шарф или пояс любимой кукле или мишке.
Если ребёнок не может этого сделать самостоятельно, то задание считается не выполненным.
7. Чеканить мяч 3 раза подряд
Покажите ребёнку как можно отбивать мяч от земли рукой. Дайте ему попробовать и посчитайте количество ударов. Конечно, попыток может быть несколько.
Если ребёнок может прочеканить мяч 3-5 раз, то задание считается не выполненным.
8. Научиться писать своё имя
Попросите ребёнка написать своё имя (например, подписать свой рисунок).
Если ребёнок умеет писать своё имя целиком, не пропуская и не меняя местами буквы, то задание считается выполненным.
Важно отметить для себя, насколько трудно справиться вашему ребёнку с тем, что вы предложили ему сделать. Как быстро может справиться с заданием? Выполняет задание самостоятельно или ему постоянно нужна помощь? Если больше половины заданий оказались невыполненными, рекомендуем обратиться за помощью к специалистам по развитию ребёнка: логопеду, дефектологу, психологу, нейропсихологу
Материал подготовлен по замечательной книге Зиннхубер Хельги «Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения». В ней вы можете найти много интересных занятий, для совместного времяпровождения со своими детьми.