Навыки крупной моторики, влияющие на почерк, относятся в первую очередь к поддержанию правильного положения тела и рук.
Контроль над мышцами в шее, плече и туловище обеспечивает стабильность и плавность движений пальцев и кистей рук, влияет на формирование почерка.
В ходе своего развития дети начинают постепенно контролировать тело, затем руки, кисти и, наконец, пальцы. Ребенок сначала учится стучать игрушкой, затем тянуться и хватать её, затем манипулировать ею. Чтобы использовать мышцы, которые находятся дальше от центра тела, т. е. в пальцах и руках, детям необходимо сначала развить мышцы туловища и плечевого пояса, которые находятся ближе к центру тела. Эти группы мышц развиваются с такими движениями и положениями, как перекатывание, четвереньки, ползание, стояние и ходьба.
Дети также развивают свою способность планировать и выполнять крупные моторные акты. Когда мы пишем, моторное планирование требуется для того, чтобы группы мышц работали вместе с нужной силой, в нужное время и в нужной последовательности для получения приемлемого результата (т.е. разборчивого почерка). Когда мы пишем, мозг планирует и выполняет этот навык, начиная с грудных мышц, трапециевидных и ромбовидных мышц, которые взаимодействуют с достаточной силой, стабилизируя плечо, чтобы пальцы и рука могли правильно перемещать карандаш вдоль бумаги, попадать в строчку, не рвать бумагу, оставлять читаемый след карандаша.
Во время письма подключается также система зрительно-моторной координации. Система зрения координирует информацию, полученную через глаза, чтобы оценивать движения, контролировать и направлять руку при выполнении такой тонкой задачи как письмо.
Подведём итоги:
- Мышцы, поддерживающие правильную позу всего тела, оказывают сильное влияние на выполнение тонких движений пальцами и кистями. Гармоничная работа таких мышц влияет на скорость и читаемость почерка.
- Написание букв включает в себя множество этапов. Чем больше этапов в деятельности, тем выше должен быть уровень моторного планирования. Последние наблюдения показывают, что дети с низким уровнем моторного планирования имеют менее разборчивый почерк по сравнению со своими сверстниками.
- Когда зрительная система не посылает верные сигналы для того, чтобы тело, плечи и руки знали, как двигаться, мы не можем правильно скоординировать свои движения. Сниженная зрительно-моторная координация приводит к низкому качеству почерка, его неразборчивости.
Игры и упражнения мы публикуем в нашем Инстаграме https://www.instagram.com/avgustcenter/
Автор статьи, Светлана Плахова, нейропсихолог
Светлана Плахова проводит нейропсихологическую диагностику, коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими нарушения внимания и саморегуляции (в том числе СДВГ), отставание в речевом и/или психическом развитии (ЗПР, нарушения письма и чтения и т.п.), имеющими трудности школьного обучения; консультации родителей по вопросам стратегии обучения и воспитания детей.
Светлана Александровна – один из авторов и составителей комплексной Программы по подготовке к школе детей с СДВГ, речевыми нарушениями и другими тружностями обучения «Путешествуй вместе с нами»