Москва,
Ростовская набережная, д. 3
Месть не знает границ. Психоаналитические рассуждения об одном из «слишком человеческих» импульсов Автор Ангела Маусс-Ханке (Angela Mauss-Hanke)

«Месть – это действие, которое должно восстановить справедливость!».
Ангела Маусс-Ханке (Angela Mauss-Hanke), член Международной психоаналитической ассоциации, в своем блоге пишет о том, почему человек испытывает потребность в отмщении и в чем заключается опасность.

20 ноября 2006 года 19-летний Бастиан Боссе зашел в здание своей бывшей школы и устроил беспорядочную стрельбу. Этот случай до сих пор вызывает особый интерес, так как это был первый школьный «стрелок» в Германии, преступление которого было полностью связано с интернетом. Бастиан купил свое оружие через интернет, и только благодаря плохому качеству этого оружия, преступление не стало массовым убийством. За несколько лет до своего самоубийства Бастиан написал в своем интернет-блоге огромное количество постов, полных отчаяния и ненависти к человечеству, особенно к своим бывшим одноклассникам и учителям. Большую часть времени он проводил, играя в компьютерные «стрелялки» и обсуждая игры в интернет-сообществах. Накануне своего самоубийства он опубликовал в интернете прощальное письмо и видео-обращение.

Этот случай вызвал в Германии бурное обсуждение. Но была одна деталь, на которую ни в одном из комментариев никто не обратил внимания, хотя она красной нитью проходит во всех постах Бастиана. Он был влюблен в девушку по имени Надин, но так и не решился к ней подойти и, в конечном итоге, она стала встречаться с его старым другом. Теперь, возможно, станет понятно, что явилось побудительным мотивом к мести.


 

Но давайте сначала рассмотрим этимологические и мистические корни этого явления. Английское слово «revenge» («месть»), или французское «revancher», происходит от слова старо-французского языка 15 века «re-vengier»; оно состоит из двух латинских слов – “re”, имеющее значение «снова», «еще раз», и «vindicare» — «наказывать, предъявлять претензии». Однако «Право Возмездия», т.е. право восстанавливать справедливость появилось гораздо  раньше. Оно является нашим филогенетическим наследием. Тора, так же как и Ветхий завет, гласит: «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу, ушиб за ушиб, рана за рану» (Исход, Вторая книга Моисея).

Греческая мифология уводит нас еще дальше в прошлое, в период Матриархата: Эринии, хранительницы материнского рода – древние богини возмездия;  со времен Гомера они стали богинями мести – блюстительницами порядка и морали. Когда совершалось убийство (особенно среди родственников) или в случае, когда родители или престарелые люди становились жертвами преступлений, когда нарушались священные традиции и законы, Богини становились устрашающим орудием возмездия, как правило, посредством проклятия.

В Греко-Римской цивилизации месть даже считалась наследуемым долгом, переходящим из поколения в поколение: «Тот глупец, кто оставляет безнаказанными сыновей убийцы своего отца». И, конечно, акт возмездия, как правило, вызывал ответную месть. Таким образом, этот процесс продолжался на протяжении многих поколений. «Двигателем» этой «спирали возмездия» был не сам ущерб или рана, а унижение и потеря чести. Восстановление чести – вот цель возмездия.


А теперь давайте вернемся к нашему «здесь и сейчас». Сегодня мы говорим о мстительности, о жажде мести, и, похоже, что в нашем языке отчетливо прослеживается инстинктивная природа этого явления. Если вас ударили или обидели, вы хотите нанести ответный удар. Но это еще не все: «Месть – это действие, в результате которого справедливость будет восстановлена!» — это слова 16-летнего подростка, которые он произнес в ходе исследования, проводимого мной по этой проблеме. «Обидчик должен почувствовать то же самое, что испытал я!»

Что заставляет нас оправдывать свои поступки? Что дает нам чувство удовлетворения или возмещения ущерба? Если вы вспомните моменты, когда вы чувствовали потребность отомстить, вы, вероятно, испытаете ощущение некоего удовольствия и торжества справедливости. В то же время, вы можете почувствовать некоторую неловкость, ведь акт мести обычно бывает более неприглядным, чем то действие, которое его спровоцировало. Он может стать опасным и бесконечным! Но как же так? Ведь речь идет о восстановлении справедливости!

Любая месть – это сплав импульсов Эго, Супер-Эго и Ид. Это сочетание импульсов самозащиты, морального бунта и архаичной ярости. В основе мести лежит потребность ответного удара посредством действия, которое уравновесило бы несправедливость, вызвавшую жажду мести. Но если человек приводит в действие свой импульс мести, то, вероятно, он действительно испытал некий внутренний позыв к возмездию, какое-то очень сильное чувство разочарования, предательства или даже ненависти. Вряд ли человек будет мстить кому-то без сильного аффекта («жгучей» или, скорее даже «леденящей ярости»), без нарциссического оскорбления, без какой-либо инстинктивной подоплеки.

Месть возникает, когда необходимо справиться с болью стыда и унижения. Ситуация, в которой появляется импульс мести, обычно бывает трехсторонней/трехкомпонентной: человек чувствует себя исключенным из отношений пары или из группы. Месть – это когда нечто пассивно выстраданное превращается в активно совершенное. В процессе акта возмездия мое ощущение неудачника («лузера») превращается в триумф над теми, кто еще недавно смотрел на меня свысока. Если человек способен проработать сильные негативные эмоции в своем собственном сознании, ему достаточно будет просто вообразить месть в своих фантазиях, а не осуществлять ее в действии.

Импульс мести – это уникальное явление, основанное на сильном возбуждении. Это возбуждение обусловлено тем, что месть (как уже было сказано) – это одно из бессмертных проявлений раннего архаичного Эроса; это глубинный инстинкт, присущий человеку, это импульс самоутверждения, который в своей первоначальной, архаичной форме, сопряжен с жестокостью. Одним словом, можно сказать, что месть служит принципу удовольствия архаичного Эроса.

А теперь давайте выясним, что происходит, когда эдипальная обида — чувство разочарования в нашем детском всемогуществе — не конейнируются «достаточно хорошо» родителями или самим ребенком?

В случае, когда подобная обида (негодование) не прорабатывается, могут произойти серьезные изменения в психике самого человека и в его взаимоотноениях с окружающими. Это может стать началом катастрофического порочного круга: я разочарован и не могу справиться со своим разочарованием, поэтому я обижен и разгневан, и я должен проецировать свой гнев на других, особенно на тех, кто меня отвергает. В таком случае, они все больше и больше становятся врагами и превращаются в закрытую группу людей, которые не принимают меня. А я все больше и больше замыкаюсь в своем негодовании, что в дальнейшем вызывает все больше и больше враждебных чувств по отношению к другим….

В ночь перед стрельбой в школе Бастиан Боссе опубликовал свое прощальное письмо в Интернете:
«…. Я хочу, чтобы мое лицо навсегда запечатлелось в ваших головах!… Я хочу отомстить вам!… Я ненавижу вас!… Вы все умрете!…»
На следующее утро он пришел в свою бывшую школу и ранил 37 учеников, учителей, полицейских и охранника, а затем покончил со своей жизнью.

Ангела Маусс-Ханке (Angela Mauss-Hanke), психоаналитик, работает со взрослыми, с детьми и с группами. Имеет частную практику в Германии, недалеко от Мюнхена. Она является обучающим психоаналитиком и супервизором в Немецкой Психоаналитической Ассоциации и в МПА.

Социальное взаимодействие – основная проблема семьи с аутичным ребенком. Он избегает контактов, не может поддерживать диалог, быстро пресыщаем, с трудом адаптируется к новому, застревает на

Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Осип Мандельштам   Сегодня депрессия — одна из частых причин обращения за

Страх и тревога — это родственные эмоции. Вы испытываете страх в ответ на непосредственную угрозу, а тревогу — в ответ на будущую угрозу. Каждый человек

Заполните форму,
и мы вам перезвоним