Наряду с моторной неловкостью родители нередко могут услышать ещё и такие схожие термины как нарушения моторики – крупной и мелкой, нарушения координации движений и диспраксия.
Нарушение моторики может повлиять на способность ребенка выполнять повседневные задачи:
- прыжки или захват карандаша,
- игру с мячом,
- завязывание шнурков и др.
У некоторых детей эти проявления лёгкие, а у других — более серьезные.
Моторная неловкость не является признаком мышечной слабости или низкого интеллекта. Это особенность мозга, которая затрудняет координацию движений. Дети с моторной неловкостью кажутся неуклюжими, их движения несоразмерными. Может быть недостаточной и мелкая моторика – трудности в выполнении четких движений пальцами в конструировании, лепке, письме. Иногда моторная неловкость распространяется и на артикуляцию – движения языка, губ, необходимые для правильного произношения.
Факты
- Моторная неловкость часто не диагностируется, но по подсчётам последних исследований может наблюдаться у 4-10 процентов детей.
- У мальчиков моторная неловкость проявляется чаще, чем у девочек.
- Моторная неловкость сопровождает человека всю жизнь.
- Её проявления можно уменьшить с помощью профессиональной помощи специалистов: врача, физиотерапевта, нейропсихолога, логопеда.
Как выглядит моторная неловкость?
В раннем и дошкольном возрасте:
- задержка моторного развития: дети с нарушениями моторики позже начинают переворачиваться, сидеть, ходить;
- ребенок долго испытывает трудности при самообслуживании, либо вообще отказывается от него: самостоятельное одевание, еда с помощью столовых приборов, питье из чашки;
- ребенок не в состоянии ездить на трехколесном велосипеде или играть в мяч;
- не может научиться прыгать на двух ногах;
- избегает игр, связанных с конструированием;
- позднее определение ведущей руки – левой или правой. Действия и правой, и левой производит одинаково слабо и неточно;
- часто наталкивается на людей и предметы, спотыкается, падает;
- часто роняет предметы
У школьников:
- ребенок пытается избежать занятий спортом или гимнастикой, не может научиться ездить на велосипеде;
- письмо занимает много времени и требует значительных усилий;
- избегает игр и действий, требующих координации рук и глаз;
- ребенок не может долго сидеть в одной позе или стоять из-за слабого мышечного тонуса. Это может выглядеть как проблема с усидчивостью.
Что делать?
При коррекции и поддержке дети с моторной неловкостью могут улучшить свой мышечный тонус и координацию с течением времени.
Если вы думаете, что у вашего ребенка может быть моторная неловкость, обратитесь сначала к врачу, чтобы исключить неврологические состояния. В дальнейшем диагностику проводит нейропсихолог: беседует с родителями, собирая анамнез; просит ребенка выполнить физические задания, чтобы оценить мышечный тонус и координацию.
Если у ребенка подтверждается моторная неловкость, ему могут быть рекомендованы специальные занятия, направленные на улучшение координации, мышечного тонуса, крупной и мелкой моторики. При необходимости подключается логопед.
Чем могут помочь родители?
- Поощряйте физическую активность. Любая игра, которая стимулирует физическую активность, поможет вашему ребенку развивать двигательные навыки. Все равно, что это будет: плаванье в бассейне или игра в прятки, ребенку с нарушением моторики это будет полезно для развития ощущения своего тела.
- Собирайте паззлы, вырезайте аппликации. Такой вид занятий помогут вашему ребенку работать с визуальным и пространственным восприятием. Они также могут помочь вашему ребенку улучшить мелкие моторные навыки.
- Купите ребенку необычные пишущие инструменты. Цветные ручки, необычные карандаши, линеры, ароматические маркеры – помогут поддержать интерес ребенка к письму.
- Хвалите усилия своего ребенка. Отмечайте даже самые незначительные успехи.
- Следуйте рекомендациям специалистов. Специалисты помогут разработать план занятий для улучшения моторных функций. Эти игры и упражнения можно использовать дома.