Дислексия — расстройство, которое проявляется как стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Дислексия не является заболеванием. Человек с дислексией может иметь высокий уровень интеллекта. Несмотря на трудности в обучении чтению люди с дислексией могут проявлять способности к математике, физике, искусству, музыке. Многие известные люди были дислексиками: Томас Эдисон, Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Стив Джобс. Число людей с дислексией с каждым годом растёт.
Причины дислексии:
На сегодняшний день существует много различных теорий о причинах возникновения дислексии. Из них можно выделить две основных, указывающих на особенности развития детей с дислексией:
- Генетическая предрасположенность. В настоящее время проведены исследования, подтверждающие наследственный характер дислексии. Обнаружено несколько генов, мутации которых приводят к возникновению данного нарушения.
- Физиологические и функциональные особенности в работе мозга. Неправильное функционирование отделов головного мозга, участвующих в формировании навыка чтения, может возникать в результате патологий внутриутробного развития, тяжёлых родов, родовых травм, асфиксий, травм головы, тяжёлых инфекционных заболеваний. Замечена связь между дислексией и речевыми проблемами в раннем детстве. У большого числа детей с дислексией наблюдается синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Также существуют исследования, подтверждающие влияние особенностей зрительного восприятия на наличие дислексии.
Дислексия не может быть вызвана нежеланием учиться или ленью. Многие дети с дислексией имеют нормальный интеллект, получают надлежащее обучение и родительскую поддержку, но им всё равно трудно научиться читать. Детям с дислексией необходима профессиональная помощь.
Ранняя диагностика, коррекция и поддержка могут помочь уменьшить влияние дислексии на жизнь ребенка.
Дети, которые не получили своевременную помощь по коррекции дислексии, часто страдают от проблем в обучении, негативного отношения к учебе и низкой самооценки.
Нередко у людей с дислексией наблюдаются сопутствующие нарушения обучаемости: дисграфия, дизорфография, диспраксия.
К группе риска по возникновению дислексии можно отнести детей, у которых наблюдается:
- трудности запоминания и узнавания букв,
- трудности при обучении чтению слогов, слов,
- стойкая неспособность овладения слогослиянием и автоматизированным чтением словами,
- полное или частичное непонимание смысла прочитанного,
- медленный темп чтения с большим количеством ошибок: пропуски, замены, перестановки букв, слогов, угадывающее чтение,
- трудности понимания текста математических задач и заданий к упражнениям
К группе риска по возникновению дислексии можно отнести детей, у которых наблюдается:
- Нарушение или задержка моторного развития. Этапы моторного развития (держит голову, сидит, ползает, стоит, ходит) проходят с опозданием или с нарушением последовательности (сначала пошёл, а потом пополз или не ползал вовсе). Ребёнок может научиться позже своих сверстников подниматься по лестнице, ловить мяч, кататься на самокате и велосипеде.
- Задержка и нарушение речевого развития. Ребенок начинает позже говорить. Он может испытывать сложности с пониманием речи окружающих. Собственная речь ребёнка неразборчивая, понятная только близким. Звуки и слоги в словах заменяются, переставляются местами или пропускаются. Ребенку трудно выразить мысли, ему не хватает слов, его фразы короткие, не законченные, с большим количеством ошибок.
- Несформированность пространственных представлений. Ребенок может путать «лево» и «право», писать буквы и цифры «не в ту сторону». Могут возникать трудности с запоминанием названий и последовательностей времён года, дней недели, календарных месяцев.
- Трудности изобразительной деятельности. Ребёнок не любит и не умеет рисовать. Ему не удаётся правильно держать карандаш. Рука быстро устаёт.
- Дефицит внимания и гиперактивность. Ребёнку трудно сконцентрироваться на одном деле. Его внимание постоянно перескакивает с одного предмета или задания на другой. Ему трудно усидеть на месте, он чрезмерно подвижен.
Какие специалисты занимаются коррекцией дислексии?
Логопед-дефектолог и нейропсихолог
Диагностика
Для определения наличия дислексии специалисты проводят сбор информации и диагностику:
- анамнез ребенка;
- семейная история;
- диагностика развития высших психических функций (внимание, память, восприятие, мышление);
- диагностика развития устной и письменной речи;
- проверка техники чтения и понимания прочитанного текста;
Кроме того, для точного определения нарушения, необходимо исключить физиологические причины, имеющие сходные симптомы: нарушение зрения и слуха, умственную отсталость, а также отсутствие оптимальных условий обучения (педагогическая запущенность), социальные и экономические факторы. Если ребёнок плохо читает, то это не всегда признак дислексии. Разобраться с этим вам поможет специалист.
- Коррекция
- Ранняя диагностика и коррекция обеспечивают максимально возможный результат.
- Направление коррекционной работы для каждого ребёнка подбирается индивидуально.
- Занятия при дислексии предполагают работу над всеми нарушенными сторонами речи и неречевыми процессами.
- Компенсационные стратегии могут помочь детям справиться с дислексией в повседневной жизни.
Это нарушение, последствия которого могут сохранятся на всю жизнь