«Нам дали место в саду, но мой ребенок почти не говорит, объясняется жестами и «уканьем». Я очень переживаю».
Ребенок идет в детский сад, но пока не говорит.
Какие беспокойства испытывают родители, отдавая плохо говорящих детей в детский сад?
Мы собрали основной список «тревог» и комментируем их.
1. Поможет ли ребенку детский сад заговорить? Или наоборот, ухудшит состояние речи?
Давайте определимся, что мы будем говорить о задержке речевого развития (ЗРР), то есть о детях в возрасте до 4-х лет. Если вы подозреваете у своего ребенка задержку речевого развития, или невролог и/или педиатр на плановом приеме (например, перед садиком) говорят вам, что ребенок для своего возраста мало произносит слов, мы рекомендуем посетить логопеда, который даст оценку развития речи. Это необходимо для того, чтобы определить, действительно ли у ребенка ЗРР (задержка речевого развития), которую следует отличать от других нарушений развития(общее недоразвитие речи, задержка психического развития, расстройства аутистического спектра). Во втором случае очень важно вовремя обратиться к специалистам для коррекции.
Если у ребенка задержка речевого развития, то «речевая среда», которую создает детский сад, регулярные занятия по развитию речи, могут дать толчок, и ребенок заговорит.
2. Как он будет общаться с воспитателями?
По статистике в России 25% детей имеют задержку речевого развития, то есть это каждый 4-й ребенок. Это значит, что в группе детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет 5 человек будут иметь подобную задержку. Опытный воспитатель умеет работать с такими детьми. Поговорите об этом с будущем воспитателем, оцените, насколько он уверен в своих силах и готов вовлекаться.
3. А если ему будет что-нибудь нужно, как он об этом сообщит?
В детскому саду все по режиму: посещение туалета, сбор на прогулку, мытье рук, еда, питье, сон. Дети привыкают жить в режиме, который почти полностью удовлетворяет их физические потребности. К тому же опытный воспитатель обычно быстро привыкает к «сигналам» плохо говорящих детей.
4. Как он будет общаться с другими детьми?
Игры в этом возрасте довольно простые. Трехлетки часто играют рядом, а не взаимодействуют друг с другом. Но в конфликтах ребенку, который пока не говорит, будет сложно себя защищать, он может начать проявлять агрессию. Часто неговорящие дети находят свой способ предъявить права на игрушку: укусить противника или стукнуть.
5. Стоит ли подождать с садом, пока ребенок не заговорит?
Оптимальный возраст для начала посещения детского сада вне зависимости от развития речи – около 3 лет. В этом возрасте снижается психологическая зависимость от мамы, ребенку становится проще с ней расстаться, к тому же он становится более самостоятельным: осваивает туалет, одевание-раздевание, начинает сам есть и пить. Поэтому, если есть возможность подождать 3-х лет, то лучше это сделать. А дальше ориентироваться по состоянию ребенка: как проходит адаптация, насколько ему комфортно в детском саду, не повысилась ли тревожность.
6. Что он будет делать на занятиях?
То же, что и все дети: лепить, рисовать, на занятиях по развитию речи будет обогащать свой словарный запас, на физкультуре улучшать координацию и свои физические умения, на музыкальных занятиях – ритм и слух.
7. Как он будет участвовать в праздниках? Все дети будут читать стихи, а мой ребенок нет.
На праздники детей ясельного возраста родителей не приглашают, чтобы дети не расстраивались. Если на праздник приходят родители, многие дети начинают плакать и проситься к ним. Поэтому праздники в таком юном возрасте проводятся только для детей или вообще в группе, в знакомой обстановке. Да, стихи читают дети, способные это делать, зачем давать ребенку непосильную задание? Но вашему ребенку могут дать роль ведущего в подвижной игре: например, пробежать по кругу с бубном, по которому будет ударять каждый ребенок, это очень весело! Все дети активно участвуют в празднике: участвуют в играх, танцуют, водят хороводы.
8. Если он плохо себя почувствует, как об этом узнает воспитатель? Так же, как в ситуации с другими детьми. Многие дети, даже владеющие речью, не могут понять, что значит «плохо себя чувствовать». Они становятся капризными, плаксивыми, отказываются от еды и совместных игр, прикладываются на диван. Опытный воспитатель сразу видит, что «Илюша сегодня грустный», «не такой как обычно», измерит ему температуру, сообщит родителям.
Читайте информацию о задержке речевого развития на нашем сайте http://www.avgustcenter.ru/uslugi/logoped-defektolog/pomoshch-detyam-s-zaderzhkoy-rechevogo-razvitiya-zrr