Игра
Игра – это основная естественная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, интуитивно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей.
Что такое игра для ребенка?
Ребенок – это не маленький взрослый. Его мир особенный, отличный от мира взрослого, и игра – средство его выражения. В отличие от взрослого ребенок не способен словесно выразить свое понимание жизни и делает это через игру.
Что же игра ребенка дает нам, взрослым?
Она приоткрывает завесу в особый мир ребенка. Нам дана удивительная возможность наблюдать за тем, как играет ребенок, познакомиться с его пониманием жизни, эмоциями, переживаниями.
Что мы знаем об игре?
Игра — это главная форма активности ребенка, она абсолютно также важна для него, как здоровье, питание, защита, обучение. Она позволяет детям использовать творчество, развивать воображение, эмоции. Именно через игру дети в очень раннем возрасте участвуют и взаимодействуют с окружающим миром. Игра позволяет детям создавать и исследовать мир, преодолевая свои страхи, практикуя роли взрослых. Игра помогает детям развивать новые компетенции, которые повышают уверенность в себе и устойчивость, необходимые для решения проблем в будущем. В свободной игре дети учатся навыкам принятия решений, двигаются в своем собственном темпе, открывают свои собственные области интересов. И, конечно, игра — это простая радость, которая является неотъемлемой частью детства.
Некогда играть
О важном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка, а в феврале 2013 года приоритетным правом. Почему?
В современном мире игра не кажется чем-то необходимым. Взрослые сокращают время, которое ребенок использует для игры, ради занятий, которые взрослому кажутся более важными. Им кажется, что ребенок должен упорно работать, чтобы достичь какой-то цели, которая ему, взрослому, кажется более достойной.
В детском саду сокращено время на свободную детскую игру в пользу занятий.
Школьникам выделяется еще меньше свободного времени, которое можно было использовать для игр и творчества. Родители находятся во власти мнений, что только хорошие родители делают для своих детей все возможное, чтобы дети преуспели: покупают пособия и гаджеты, участвуют в различных мероприятиях: олимпиадах и конкурсах. Дети смотрят развивающие видео и играют в развивающие игры, родители приобретают пособия и игрушки, которые направлены на развитие чего-либо. Заполняя свободное время ребенка развивающей деятельностью, родители убеждены, что они хорошо воспитывают ребенка и обеспечивают ему необходимое развитие. В результате большая часть времени родителей и ребенка тратится на организацию занятий и логистику детей между ними. Кроме времени, семья инвестирует значительные финансовые ресурсы в обеспечение того, что называется «самые лучшие» возможности.
Многие родители, похоже, чувствуют, что они бегут по беговой дорожке, чтобы не отставать, но боятся замедлить темп, опасаясь, что их дети отстанут.
И хотя большинство детей с таким жёстким графиком вполне хорошо себя чувствуют, они проявляют беспокойство и другие признаки повышенного стресса. У них меньше времени для свободной, ориентированной на ребенка, творческой игры, которая защищает от воздействия давления и стресса.
Что мы можем сделать?
- Важно соблюдать баланс между подготовкой ребенка к будущему и его настоящей жизнью, которая реализуется в игре. Этот баланс будет отличаться для каждого ребенка и зависеть от потребностей ребенка в обучении, темперамента, окружающей среды и семьи.
- Важно предоставить ребенку достаточное, незапланированное, свободное время для игры и занятий творчеством, размышлений.