Психологи и психотерапевты центра детской психологии Август Татьяна Роот, Екатерина Кошкина, Ирина Рыбакова, основываясь на своем опыте работы с подростками, комментируют статью Анны Борхес «9 вещей о подростках и самоубийстве, которые должны знать все родители». Читать статью>>
Психолог, психоаналитический терапевт. Работает с детьми, подростками и взрослыми.
«Одним из сложных аспектов темы суицида является табуированность обществом этой темы. Разговаривать с кем-либо, а особенно с подростком о желании причинить себе смертельный вред очень непросто. Однако замалчивать эту тему также неправильно.
Я думаю, что одной из причин, почему тема суицидов становится закрытой, является непонимание того как об этом разговаривать, что можно сказать подростку, как сказать, в какой момент, и нужно ли вообще говорить. Часто подростки сами опасаются делиться своими переживаниями, и это касается не только суицидальных мыслей и намерений, из-за опасения столкнуться с непониманием взрослых, а если точнее, то с их страхом. Наверное, одно из самых неприятных ощущений в жизни может появиться в момент, когда человек, пришедший за помощью, замечает растерянность и страх в глазах того, кому он обратился.
Ситуация может осложняться тем, что у взрослых автоматически включаются защитные механизмы: отрицание серьёзности того, что говорит подросток, агрессия, ложный оптимизм и другие формы реагирования, которые не способствует продолжению разговора.
В этом смысле данная статья преследует целью помочь взрослым преодолеть страх разговоров с подростками на тему суицидов, помогает сделать тему суицидов более открытой.
Уверенность взрослого в том, что помощь возможна, алгоритмы помощи известны и понятны, вселяет надежду и помогает понять и почувствовать, что суицид не является решением проблемы.
Еще одним, не менее важным аспектом проблемы суицида является профилактика возможного суицидального поведения.
Авторы статьи справедливо отмечают, что в мире высоких технологий быть подростком это означает решать «классические» подростковые задачи в иных реалиях, довольно сильно отличающихся от обстоятельства жизни других поколений.
Именно поэтому меры, направленные на предотвращение суицидального поведения, должны вырабатываться с учётом жизни современного общества.
В усугублении стрессовой ситуации и ощущении собственной несостоятельности — основных причин суицидального поведения, играют роль постоянное повышение психо-эмоциональной нагрузки на подростков, лабильность нервной системы, высокая динамичность, нестабильность и деструктивность социальных процессов. Набор этих и других факторов снижает способность взрослых и детей находиться в контакте со своими переживания, понимать их и уметь регулировать.
Таким образом, одним из направлений профилактики суицидов среди подростков является помощь в обретении этих навыков — понимание своих чувств и переживаний.
Это важная и посильная работа как для специалистов, так и для родителей, будет осуществляться эффективнее благодаря таким статьям».
Психолог, психоаналитический терапевт. Работает с детьми, подростками и взрослыми.
«На какие особенности эмоционального спектра стоит обратить внимание при разговоре с детьми?
Люди, склонные к самоубийству, часто ощущают пустоту, одиночество, вину, невозможность отгоревать прошлые потери, беспомощность, агрессию, направленную на себя, собственную никчемность и ненужность. Часто подростки страдают от низкой самооценки, недостаточности внутренних хороших объектов, на которые можно бы было опереться. Это приводит к чрезмерной зависимости от внешней поддержки: родственников, друзей, успехов в учебе. Потеря подобной внешней поддержки повергает в одиночество, вызывает презрение к себе, убийственную ярость, обращенную на себя. Невозможность вызвать позитивные воспоминания о значимых других, о позитивном взаимодействии с ними, порождает чувство мучительного одиночества, самообвинения, презрения к себе, отвращение. Суицидальные мысли возникают при ощущении безнадежности, невозможности изменить невыносимую ситуацию.
Одним их самых важных аффектов при суициде является стыд. Стыд возникает, когда есть завышенные требования к себе и невозможность им соответствовать, недостижимость поставленных целей. Это невозможность управлять и соответствовать как внутренним, так и внешним требованиям (родительским требованиям: реальным или фантазийным, общества, мира соцсетей и т.д.). Недостижимые внутренние идеалы являются причиной стыда. Их невозможно достичь, что влечет за собой самообвинение, атаки на самооценку, на ощущение себя. В таких случаях возникает чувство беспомощности и вероятность суицида. Невозможно защититься от переполняющих мыслей и чувств.
Иногда родители в конфликтных ситуациях проецируют ответственность за свои проблемы в ребенка. В таком случае ребенок ощущает себя плохим, чувствует собственную неспособность разрешить этот конфликт. Подростки, склонные к суициду, ощущают себя обузой, нежеланными, неценными, но ответственными за проблемы других. Суицид в таком случае — способ разрешить конфликт и избавиться от чувства собственной никчемности. Суицид может быть в фантазии ребенка тем, чего желают его родители. В семьях могут быть едва понятные личные границы между членами семьи, путаница во взаимоотношениях между родителями и детьми, неоднозначные послания относительно независимости: одновременно требования независимости и симбиотического слияния. В таком случае суицид может быть одновременно стремлением к симбиозу и попыткой вырваться из него.
Порой бывает трудно сесть и поговорить с ребёнком, так как невыносимо, страшно, тревожно столкнуться со злостью, разочарованием, обидой ребенка, его страхами и фантазиями. Слушать ребенка бывает дискомфортно, так как родитель в той или иной степени возвращается к собственным подростковым переживаниям и трудностям.Однако взросление — чрезвычайно хрупкий, ранимый период, когда детям требуется помощь несмотря на то, как бы провокативно, молчаливо или озлобленно они себя ни вели».
Психолог, психоаналитический терапевт. Работает с детьми, подростками и взрослыми.
«Суицидальные мысли возникают, когда ребенок чувствует, что у него есть проблема, но у него нет опыта ее решения и необходимой поддержки». Я хотела бы поподробнее остановиться на этом утверждении, потому что оно содержит и решение проблемы.
На самом деле подросткам с суицидальными мыслями очень страшно. Им страшно от того, что у них есть эти мысли, все ли с ними в порядке, и они думают, что их никто не поймет и им так и придется остаться наедине с этими мыслями. Именно этого и не стоит допускать. Поговорив, попробовав понять , что происходит с ребенком, поддержать, а не осуждать или обесценивать — является необходимым шагом для предотвращения реализации этих мыслей.
На мой взгляд это очень важная и полезная статья. Признаки суицида стоит сохранить себе в заметках и сделать рутиной ежедневные 10-минутные разговоры с ребенком. Не для контроля над ситуацией, а для установления или сохранения связи с вашим сыном или дочерью.
В своей практике , к сожалению, я нередко сталкиваюсь с суицидальными мыслями и самоповреждающим поведением у подростков. Это тяжелая ситуация и для детей и для родителей.
Взрослым часто бывает непросто увидеть и признать , что у его ребенка трудности, хочется списать все на возраст, характер. Однако, именно честный взгляд и откровенный разговор могут спасти ситуацию.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка — самый лучший способ прояснить ситуацию — это поговорить с ним. Хотя родителей порой пугают даже разговоры на эту тему.
Разговор о суициде (конечно, если это спокойная беседа без обвинений и обесценивая чувств ребенка) точно не усугубят ситуацию Но не стоит сводить все к формальной договоренности: «Ты же понимаешь, что это очень серьезно и не будешь это делать?»
Суицидальные мысли могут быть как спровоцированными каким-то внешним событием , так и являться проявлением психического неблагополучия. Поэтому делать вид, что это временно, и ждать пока пройдет само — точно не стоит. Если вы замечаете ,что что-то изменилось в поведении или настроении вашего ребенка — самое время поговорить.
Начинать разговор лучше не с того, что что-то не так, по вашему мнению, и давай-ка разберемся, что происходит. А с того, что вы волнуетесь и вам тревожно видеть ребенка таким грустным, расстроенным, агрессивным и т.д. и вы хотите помочь.
Это хороший способ показать подростку, что вы думаете и тревожитесь о нем. Подростковый возраст — очень нестабильный и по особенному уязвимый период в жизни человека. И поддержка, искренняя заинтересованность в жизни ребенка в этот период очень важна.
Для большинства подростков характерна возрастная «колючесть» и родители очень остро реагируют на нее. Поддерживать разговор с отпрыском, который делает вид, что ему это не интересно и не важно , действительно, не просто. Но, поверьте, ваш интерес к жизни ребенка важен для него, это дает ему чувство, что он , несмотря на взросление, также нужен вам, вы любите и заботитесь о нем.
Хорошо, когда хотя бы какой-то контакт в семье есть, или его удается установить со временем. Хуже, если наоборот. В этом случае важную роль может сыграть окружение — бабушки-дедушки, дяди-тети, тренеры.
Если вам кажется, что все достаточно серьезно, но у подростка нет доверительного контакта с окружающими его взрослыми — правильным решением будет обратиться за помощью к психологу.