Такие серьезные события в жизни ребенка, как смерть члена семьи, развод, переезд или смена школы приносят сильные, порой очень сложные переживания. В таких случаям мы говорим, что ребенок переживает утрату.
Дети могут чувствовать боль утраты, когда:
- родитель или член семьи умирает,
- родители разводятся, один из родителей переезжает,
- ребенок теряет друга,
- умирает домашнее животное,
- ребенок теряет игрушку или вещь, к которой был особенно привязан,
- ребенок переезжает, меняет детский сад или школу,
- ребенок переезжает в новую страну.
Как именно дети переживают утрату зависит от возраста, уровня развития и значимости связи, которые имел ребёнок с этим человеком, питомцем или домом/садом/школой.
У маленьких детей недостаточно слов, чтобы выразить свои чувства. Переживание утраты может проявляться в изменении обычного поведения, поскольку ребенок в такие периоды нуждается в заботе, в поддержке взрослого. Он надеется, что взрослые разъяснят ему происходящее и помогут справиться с этой проблемой.
Проявления переживаний, сопутствующие утрате, могут носить как соматический, так и психологический характер, например, ребенок может
- жаловаться на боль в животе, головную боль;
- испытывать проблемы со сном, ему могут сниться кошмары;
- у него могут быть резкие перепады настроения;
- показывать агрессию по отношению к родителям, друзьям или игрушкам;
- часто впадать в истерики;
- испытывать грусть;
- испытывать страхи;
- отказываться оставаться одному;
- начинать вести себя «как маленький»;
- иметь проблемы с концентрации внимания и проблемы с обучением в школе;
- быть неуверенным в себе
- отказываться разговаривать вплоть до полного молчания;
- плакать или смеяться без очевидной причины;
- игнорировать события, поведение «как будто ничего не произошло»;
- употреблять алкоголь и психоактивные вещества.
Самым тяжелым испытанием для психики ребенка является потеря близкого члена семьи.
Когда ребенку или подростку нужна помощь специалиста?
Если ребенок или подросток:
- говорит о том, что не хочет жить, или что ему «лучше умереть»;
- озабочен темой смерти;
- проявляет агрессию, часто плачет, подавлен большую часть времени;
- не может сосредоточиться на занятиях в школе;
- не хочет играть с другими детьми спустя несколько месяцев.
Иногда помощь нужна взрослым, которые не чувствуют в себе достаточно сил для того, чтобы помочь ребёнку.