Москва,
Ростовская набережная, д. 3
Почему Эдипов комплекс в подростковом возрасте?

В преддверии очередного семинара из цикла «Психоаналитический взгляд на проблемы подросткового возраста»  предлагаем вашему вниманию обзорные статьи по вопросам, которые будут затронуты в докладе Александры  Оксимец «Работа подросткового возраста». Надеемся что эта информация будет вам интересна и поможет сделать нашу  дискуссию на предстоящей встрече плодотворной и увлекательной.

На эту важную тему в своей статье «Почему Эдипов комплекс в подростковом возрасте? Его актуальность, эволюция и появление в лечении» размышляет Марша Х. Леви-Уоррен, доктор философии, психолог, преподаватель, автор многочисленных работ, касающихся особенностей подросткового развития.


 

Зигмунд Фрейд открыл важнейшую личностно-образующую структуру в психике человека и назвал ее Эдиповым комплексом. Он стал одним из центральных понятий в психоаналитической теории и практике. В литературе и клинических дискуссиях мы часто сталкиваемся с устойчивым представлением об Эдиповом комплексе как о констелляции, которая относится к опыту маленьких детей. Однако концепция Эдипова комплекса может быть увидена гораздо шире: как совокупность проблем, возникающих в раннем детстве и повторяющихся на протяжении всего развития

Марша Леви-Уоррен предлагает думать об Эдиповом комплексе как о комбинации, которая сначала формируется в раннем детстве, но затем продолжает развиваться и трансформироваться в течение всего жизненного цикла. Это трансформация отражает то, как мы изменяем представление о себе и объектах с течением времени. Наиболее важными являются способы, которые отражают наше основное представление о себе как о гендерных и сексуальных существах, так и о людях в близких отношениях.


 

Эдипов комплекс, как правило, считается сочетанием внутренних отношений и фантазий, которые формируются в возрасте от 2 до 6 лет. Марша Х. Леви-Уоррен считает, что необходимо рассматривать Эдипов комплекс как структуру, которая сначала формируется в раннем детстве, а затем продолжает развиваться и трансформироваться на протяжении всего жизненного цикла. Эта трансформирующая конструкция  отражает способы, которыми мы меняем наше » Я » и представления об объектах с течением времени. Огромное значение имеют представления, отражающие наше основное ощущение себя как половых и сексуальных существ и как людей в интимных отношениях.

На ранней эдиповой фазе усиливается напряженность в отношениях между детьми и их родителями. Дети в этом возрасте склонны думать в черно-белых тонах, их когнитивная организация не допускает особой  двусмысленности: велико их желание однозначно любить своих родителей. Конфликтная смесь негативных и любовных чувств, которые сопровождают Эдипов комплекс, ставит детей перед острой необходимостью объяснять, подавлять и приводить в порядок спутанные аффективные состояния. Чтобы уменьшить напряженность, дети развивают теории о том, почему их родители имеют особенные отношения. Эти сознательные теории успокаивают детей, что позволяет им меньше заботиться о жизни своих родителей и больше сосредоточиться на своей собственной деятельности по мере развития. Детские решения проблем ранней эдиповой эпохи, независимо от исторического времени и места, основаны на существовании отдельных миров для детей и взрослых.

Дети решают, что есть деятельность, которая принадлежит взрослому миру, и существуют знания, которые временно недостижимы. Они становятся менее озабоченными своими родителями, устанавливая, что существует форма отношений, которая является исключительно взрослой. В сущности, поскольку это взрослые отношения, отношения между двумя большими людьми, им не нужно беспокоиться об этом, потому что они все еще маленькие. Теории этого времени уходят в дальние уголки сознания детей, и начинается латентность.

Центральное значение Эдипова комплекса раннего детства заключается, в том, что это первый из многих случаев в жизни человека, когда наблюдается когнитивный и эмоциональный рост, который фундаментально меняет восприятие как социокультурного мира, так и внутреннего мира. Происходит революция в сознании, и эта революция оказывает эффект озарения. 

Фундаментальные изменения в сознании, межличностном опыте и идентификации, которые являются основой Эдипова комплекса, происходят впервые в раннем детстве.  Затем они развиваются и трансформируются в подростковом возрасте и повторяются в течение всей взрослой жизни.

Важнейшие вопросы эдиповой фазы-вопросы исключительности, ревности, страстных связей, агрессии и так далее — нарастают и ослабевают на протяжении всего развития. Каждый раз, когда эти вопросы всплывают в сознании, происходит реинтеграция предыдущего опыта с опытом настоящего; в каждый период возрождения дети, затем подростки, затем взрослые переформулируют свои представления об отношениях, сексе и поло-ролевой идентичности. Для этого преобразования они используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы для понимания своей внутренней и внешней жизни.

На протяжении всего жизненного пути эти изменения ускоряются физическим созреванием, развитием и  обстоятельствами жизни. Но, пожалуй, именно в подростковом возрасте актуализация Эдипова комплекса наиболее турбулентна и драматична. Это связано с тем, что впервые подросший ребенок начинает чувствовать силу гормональной активности, чувствует, как тело растет и изменяется. В это время необходим  постоянный  пересмотр представлений о себе, то есть ментальных образов своего тела. По мере того, как подростки растут интеллектуально и эмоционально, они все больше способны представить себя частью интимной пары, и это трансформирует их самоощущение.

Когда дети по мере достижения половой зрелости переживают всплески роста и другие телесные изменения, они должны начать реорганизовывать свои представления о себе, чтобы осознать свое нынешнее положение, внешний вид, внутренние чувства и ощущения. Они начинают видеть себя уже не маленькими, но достаточно большими, то есть вполне сравнимыми по размеру с родителями.


В романе Ямайки Кинкейд (1983) «Энни Джон» прекрасно описан способ, которым этот процесс может начаться на ранних стадиях подросткового возраста:

«Летом того года, когда мне исполнилось двенадцать, я заметила, что стала выше; большая часть моей одежды больше не подходила. Когда я могла надеть платье через голову, талия доходила мне чуть ниже груди. Мои ноги стали более тонкими, волосы на голове еще более непослушными, чем обычно, маленькие пучки волос появились под мышками, и когда я вспотела, запах был странным, как будто я превратилась в странное животное…. Однажды мы с мамой пошли за материалом для новых платьев, чтобы отпраздновать ее день рождения … когда я наткнулась на отрез ткани….Я сразу же сказала, как мне  он мне нравится  и как хорошо она будет смотреться на нас обоих, но мама ответила: “О, нет. Ты слишком взрослая для этого. Ты просто не можешь всю оставшуюся жизнь выглядеть маленькой!» Сказать, что я чувствовала, как земля уходит у меня из-под ног, было бы слишком мало. Дело было не только в том, что она сказала. Дело было в том, как она это сказала! Никакого сопровождающего смеха. Она не наклонилась и не поцеловала  мой влажный лобик…. Моя мать сообщила мне, что я нахожусь на грани превращения в юную леди, так что есть немало вещей, которые мне придется делать по-другому.»


 

Как красноречиво в этом отрывке, описан опыт ощущений, когда тело становится больше и принадлежность к полу более определенной. Этот опыт полон боли потери и страха изменения. Главная героиня особенно сосредоточена на потере способности ее родителя к близкому телесному контакту. Все подростки, достигшие половой зрелости, должны смириться с тем фактом, что они оставляют позади свое  детское “маленькое Я”  с телом, пол которого, не очень определен и приятный опыт нежного физического контакта с родителями.

Таким образом, в это время эдиповы объяснения, которые основывались на идее, что существуют отдельные миры взрослых и детей, становятся неудовлетворяющими. Эти бывшие дети развивают более взрослые тела и воспринимают себя более взрослыми по духу и поведению. Их половая идентификация становится более сфокусированной на” взрослых » представлениях о гендерных ожиданиях. Это приводит подростков к пониманию, что их родители просто обычные. Такие открытия наполнены смешанными чувствами, что отражено в словах 14-летнего пациента-подростка раннего подросткового возраста:

… Вы знаете, я раньше думал, что мой отец был самым большим, самым сильным, самым умным человеком. И, конечно, я не мог думать иначе. Каждый раз, когда я задавал вопрос, у него был ответ. Я помню, каждый раз, когда самолет летел в небе над нами, и я спрашивал его, куда он летит … он мне говорил!? Я имею в виду: как он знал? Теперь я чувствую, что он ошибается, по крайней мере, в половине из своих ответов. И он становится таким старым. Я сильнее его, и больше тоже. Это странно. Иногда, кажется, что он сжался или что-то в этом роде. Я не знаю. Это как будто… у меня даже и нет отца или что-то в этом роде…

В этой виньетке присутствуют элементы конкуренции, величия и малости, разочарования, эдипального желания « смерти » и чувства потери, которое должно быть частью нашего понимания сложной структуры Эдипа, которое повторяется на протяжении всей жизни. Для подростковой версии мы должны обратить особое внимание на реальность изменения в росте.  Для мальчиков, например, приток дополнительной силы и размера затрудняет поддержание прежнего идеализированного образа отца это делает возможность  «победы» над их отцами более реальной. Расширение  базы знаний дает ощущение, что подростки могут узнать больше, чем их родители в различных сферах.

Символично, что переход в юность — это «смерть» детства и, конечно, смерть ранних представлений о жизни. Есть необходимость совершения  символического  отцеубийства для решения проблем Эдипова комплекса: фактическое уничтожение родительского авторитета и участия в жизни ребенка. Чтобы дети могли функционировать автономно: завязывать собственную обувь, кормить себя, купаться и т. д., требуется уничтожить чувство, что родителям необходимо выполнять такие родительские роли. То, что дети пережили пассивно через взаимодействие с родителями, теперь они должны активно и независимо выполнять. Для молодых людей теперь рассматривать привилегии и удовольствия детства как вечные больше не представляется возможным, равно как и родителей в их прежних переоцененных и всепроникающих ролях. Родители больше не занимают той же роли в жизни своих детей; они тоже должны справляться с этой потерей.

То, как подростки развиваются в своих мыслях о том, кто их родители, а также их растущий интерес и понимание того, кем они являются, вносят существенные изменения в их интернализованные объектные отношения. Подростковый возраст явно оказывает мощное влияние на идентификацию и фантазии, которые формируют Эдипальную ситуацию, особенно в отношении эротики.

Но всю эту Эдипову драму подростковости можно пережить с достаточно хорошим опытом отношений со своими объектами: когда  Эго не утратит способности  справляться с натиском импульсов Ид и нападками Супер-Эго. В аналитический кабинет попадают подростки, у которых такой опыт был нарушен или недостаточен, и тогда они вынуждены прибегать к таким защитным механизмам, которые не дают им пройти очередной Эдип успешно и осуществить это внутреннюю трансформацию.

(Статья из журнала » Studies in Gender and Sexuality» (2008))

Социальное взаимодействие – основная проблема семьи с аутичным ребенком. Он избегает контактов, не может поддерживать диалог, быстро пресыщаем, с трудом адаптируется к новому, застревает на

Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Осип Мандельштам   Сегодня депрессия — одна из частых причин обращения за

Страх и тревога — это родственные эмоции. Вы испытываете страх в ответ на непосредственную угрозу, а тревогу — в ответ на будущую угрозу. Каждый человек

Заполните форму,
и мы вам перезвоним