- Ребенок бесполезно тратит время?
- Ему трудно начать что-то делать: будь то уборка, приготовление уроков, сбор на прогулку?
- При этом он часто оставляет начатое незавершенным?
Проблемы организации и управления временем у ребенка могут быть вызваны особенностями мозговой деятельности.
И вы, и учителя в школе, замечаете, что ребенок испытывает трудности «начать» выполнять задания и «закончить вовремя». Он часто забывает вещи, которые ему необходимы: учебник, тетрадь, телефон, очки, ключи. Это происходит изо дня в день. Он не понимает, как это у него получается. При этом ребенок прекрасно оценивает причинно-следственную связь между своей забывчивостью и плохими отметками, опозданиями, пропусками любимых дел, но не может никак на это повлиять.
Если Ваш ребенок…
- не может оценить время, необходимое на выполнение какого-то дела;
- испытывает трудности в выполнении заданий в ровном темпе (делает его слишком быстро, бросаясь на его выполнение, не задумываясь над условиями, или часто отвлекается, из-за чего никак не может закончить задание );
- не отслеживает особенности выполнения задания (например, условие «выполнить на отдельном листе» игнорирует, делает в тетради);
- не помнит расписание своих школьных уроков и кружков;
- забывает взять в школу необходимые материалы (для рисования, урока технологии);
- не в состоянии найти нужную вещь в своей комнате;
- постоянно опаздывает;
- не может заново сориентироваться в задании, если его чем-то отвлечь
то можно предположить, что у него проблемы с организацией и управлением временем.
Важно! Проблемы организации и управления временем не являются признаками лени. В тоже время это не является заболеванием или расстройством. Но они часто встречаются у детей с трудностями в обучении и проблемами внимания.
Как вы можете помочь?
- Поговорите с учителем вашего ребенка. Полезно знать, как ведет себя ребенок на уроках.
- Попробуйте проанализировать оценки вашего ребенка, мешают ли проблемы в организации и управлении временем обучению?
- Обратитесь к специалисту: психологу или нейропсихологу для диагностики и консультации. Специалист может рекомендовать психотерапию или специальные занятия.
Вы можете помочь ребенку справиться с проблемами дома самостоятельно:
- Следите за тем, чтобы ребенок хорошо и регулярно питался, а также высыпался
- Не ругайте его, не подшучивайте над его «мечтательностью», «забывчивостью», опозданиями.
- После занятий для восстановления концентрации внимания ребенку необходим отдых, лучше если это будет прогулка, а не телевизор или планшет. Между занятиями старайтесь делать двигательные перерывы (дойти до кухни, чтобы выпить стакан воды, потянуться и т.д.).
- Организуйте ребенку его личное пространство: рабочий стол, полки, контейнеры для игрушек. Помогайте наводить порядок, помогайте класть вещи в определенное место.
- Повесьте в удобном месте расписание уроков и кружков, регулярно вместе сверяйтесь с ним.
- Создавайте списки дел. Разбейте задачи на небольшие шаги, которые проще контролировать. Списки с конкретными инструкциями и визуальными напоминаниями могут помочь ребёнку вернуться к работе, если он отвлечется.
- Установите и придерживайтесь регулярному режиму вашего ребенка. Рутинные занятия помогают детям чувствовать себя в безопасности. Пример утренней рутины: пробуждение – умывание – одевание – завтрак — проверка портфеля – одевание верхней одежды – поход в школу. При изменении рутины, подготовьте ребенка заранее: предупредите его, напомните несколько раз, отметьте в расписании.
- Для напоминания сдачи работ и проектов используйте стикеры.
- Попробуйте использовать электронные календари и планировщики. Помогайте первое время.