Москва,
Ростовская набережная, д. 3
Развитие ребенка в 5 лет Автор Плахова Светлана, нейропсихолог

Дети к 5 годам постепенно становятся всё более самостоятельными и независимыми. Они могут долго играть со своими игрушками, интересуются всем новым, легче справляются со своими эмоциями при неприятностях и неудачах. При этом всё ещё остаются энергичными, непоседливыми, шумными!

И хотя каждый маленький человек растёт и развивается в своём темпе, скорее всего ваш малыш научится определённым вещам к 5 годам.

Речь и мышление

  • дети в это время очень любопытные и любознательные, на родителей высыпается огромное количество вопросов обо всём на свете;
  • словарный запас ребёнка быстро растёт, вам с ним легко поддерживать диалог, ему легче объяснить вам что он думает и что чувствует;
  • большинство ребят любят напевать песенки, рифмовать и придумывать слова;
  • если вы что-то обсуждаете, то ответы ребёнка логичные, он использует предложения из 5 и более слов;
  • ваш сын или дочь могут сосчитать 10 предметов, знают как минимум 5 цветов и 3 фигуры;
  • начинают проявлять интерес к буквам, могут узнавать некоторые из них и пробуют писать своё имя;
  • лучше понимают временные понятия и порядок событий (например, ребёнок уже понимает, что значит «в кафе мы пойдём завтра, когда папа вернётся с работы», знает, что завтракаем мы утром, а ужинаем вечером и т.д.);
  • справляется с инструкциями из 2-3 частей («Пожалуйста, почисти зубки и надень пижаму»);
  • концентрируется на заданиях больше 5 минут;
  • может запомнить свой адрес, телефонный номер родителя (очень полезная вещь, не забывайте повторять!)

Движение: мелкая и крупная моторика

Дети учатся играя, и именно этим должны быть заняты дети в 5 лет. В этом возрасте они бегают, скачут, кидают и пинают мячики, лазают по детской площадке и качаются на качелях. А также:

  • может удержать равновесие на одной ноге хотя бы 10 секунд
  • умеет прыгать на двух и одной ноге, ходить задом наперёд;
  • легко поднимается и спускается по лестнице;
  • начинает осваивать велосипед со страховочными колесами;
  • может нарисовать или скопировать круг, треугольник, квадрат или другую фигуру;
  • рисует человечка с отдельными частями тела (не менее шести);
  • самостоятельно одевается и раздевается, чистит зубы и справляется с туалетом с минимальной помощью;
  • начинает пользоваться при еде ножом, с помощью взрослого.

Эмоциональное и социальное развитие

Мальчики и девочки в этом возрасте постепенно начинают понимать эмоции других людей, учатся разрешать конфликты и контролировать свои эмоции. Вы можете заметить:

  • детям становится интересней играть с кем-то из ровесников, чем одному;
  • легче получается делать что-то по очереди, делиться игрушками в процессе игры;
  • ребёнок понимает правила игры и старается им следовать, хотя временами может сильно расстраиваться из-за проигрыша.

Не стоит сильно переживать, если ваш ребёнок ещё чего-то не умеет. Но вы должны видеть постепенный прогресс в его умениях, пусть даже и небыстрый, когда ребёнок становится старше.


Если же вы этого не наблюдаете или замечаете, что «неподъёмных» умений слишком много, стоит обратиться к специалистам, занимающимся развитием детей. Такими специалистами могут быть нейропсихологлогопед или дефектолог.  Специалисты оценят развитие ребенка, его особенности.  При необходимости могут быть рекомендованы занятия (индивидуальные или в группе), направленные на помощь в формировании, улучшении и совершенствовании умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, участия в играх, а в дальнейшем  —  для успешного обучения.

Светлана Плахова, нейропсихолог центра детской психологии Август, соавтор и ведущая программы развития детей «Путешествуй вместе с нами» 

Социальное взаимодействие – основная проблема семьи с аутичным ребенком. Он избегает контактов, не может поддерживать диалог, быстро пресыщаем, с трудом адаптируется к новому, застревает на

Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Осип Мандельштам   Сегодня депрессия — одна из частых причин обращения за

Страх и тревога — это родственные эмоции. Вы испытываете страх в ответ на непосредственную угрозу, а тревогу — в ответ на будущую угрозу. Каждый человек

Заполните форму,
и мы вам перезвоним