На фото психоаналитически ориентированный терапевт Инна Толпина беседует с родителями
Обращаясь к детскому психологу-психотерапевту, родители тревожатся и ощущают потребность в выстраивании отношений со специалистом. Каково участие родителей в такой работе? Могут ли они присутствовать на встречах психолога и ребенка? Как происходит взаимодействие? Как они могут помочь терапии? Необходимо ли создавать специальную атмосферу для ребенка? Или может быть необходимо пройти свою собственную терапию?
Поскольку инициатива в получении помощи и проведении терапии, как правило, исходит от родителей, первая встреча с психотерапевтом включает в себя беседу с одним или обоими родителями для обозначения проблемы. После этого психотерапевт встречается непосредственно с ребенком, и через некоторое время даёт родителям обратную связь о том, как он видит и понимает причины происходящего, особенности психического функционирования ребёнка и предлагает варианты работы.
Дети младшего возраста поначалу могут беспокоиться из-за отсутствия родителей. В таких случаях психотерапевт может взаимодействовать с ребенком в присутствии одного из родителей. После периода адаптации присутствие родителей становится ненужным.
Почему родители не принимают участие непосредственно в процессе психотерапии ребёнка?
Психотерапия — особый вид отношений, при которых создаются условия для развития человека, для изменения старых установок, представлений и отношений с другими людьми. Человек, как маленький, так и взрослый, должен быть уверен в непроницаемости границ данной обстановки, конфиденциальности и отсутствии критики и воспитательных вмешательств. Родители уже имеют с ребенком определённые отношения, окрашенные чувствами и различными установками, они воспитывают ребёнка, устанавливая свои правила и ограничения. В присутствии родителей дети будут стремиться либо соответствовать их ожиданиям, либо провоцировать ставшие привычными конфликты.
Психотерапия — особый вид отношений, при которых создаются условия для развития человека, для изменения старых установок, представлений и отношений с другими людьми. Человек, как маленький, так и взрослый, должен быть уверен в непроницаемости границ данной обстановки, конфиденциальности и отсутствии критики и воспитательных вмешательств. Родители уже имеют с ребенком определённые отношения, окрашенные чувствами и различными установками, они воспитывают ребёнка, устанавливая свои правила и ограничения. В присутствии родителей дети будут стремиться либо соответствовать их ожиданиям, либо провоцировать ставшие привычными конфликты.
Во время прохождения терапии родители находится в контакте с терапевтом. Терапевт может делиться с родителями своим пониманием происходящего с ребенком и помогать родителям обнаружить новый взгляд на ситуацию. Психолог не станет раскрывать обсуждаемые с ребенком темы или описывать, что именно происходит на встречах с ребенком. Доверие является важным компонентом любых терапевтических отношений, поэтому важно, чтобы родители уважали неприкосновенность частной жизни своего ребенка или подростка, и не ставили доверие под угрозу.
Как могут помочь родители, если они не принимают участие непосредственно в терапии?
Находясь с терапевтом в контакте, родители не препятствуют и не вторгаются в терапевтический процесс. Но наблюдая изменения, которые происходят с ребенком, создают для них благоприятную почву. Ребенок является частью семьи, и окружающая обстановка, атмосфера в семье являются важным фактором выздоровления. Поэтому важно не только то, что происходит в терапии, но и то, что происходит дома. Психотерапевт может помочь разобраться с тем, что мешает ребенку справиться с трудностями.
В процессе терапии может выявиться потребность в терапии и у родителей. Получение подобной помощи родителями способствует значительному изменению отношений внутри семьи и помощи в достижении успеха детской психотерапии.
ИСТОРИЯ 1.
Рождение ребенка — событие большое и сложное. С ним связано много тревог и переживаний. То, с чем сталкивается молодая мама, бывает труднее, чем она себе представляла. Женщина была разочарована поведением мужа или обижена на на него. В таком состоянии ей очень трудно было адекватно отвечать на нужды ребенка, потому что она сама очень нуждалась в поддержке. Ребенок в таком случае начал испытывать дефицит эмоциональной включённости матери, он стал беспокойным и тревожным. Страдали и мама, и ребенок. Мамы малышей, которые эмоционально не справляются с изменениями в жизни, получив вовремя терапевтическую помощь, могут преодолеть свои трудности, наладить отношения в семье, и оказать поддержку своим детям.
ИСТОРИЯ 2.
Родители обращаются к психотерапевту за помощью своему сыну, который стал замкнут и агрессивен, конфликты, в которых он оказывает сопротивление отцу, являются обычным делом. Отец, в свою очередь, хочет добиться от ребёнка послушания и выполнения определенных обязанностей. В процессе психотерапии ребенка папа понимает, что нужно изменить ситуацию в семье, а для этого нужно и самому измениться. Он вспоминает, как и он, будучи ребенком, противостоял своему отцу. Скопившиеся обиды и злость мешают увидеть своего сына человеком, не вовлечённым в старый конфликт. Начав свою терапию, этот мужчина окунулся в сложный психический процесс, который не просто давался, но большой наградой для всей семьи стали наладившиеся отношения с сыном.