Школьные трудности левшей
Многие педагоги рассматривают леворуких детей как группу риска — риска школьной дезадаптации (неприспособленности), школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. Так ли это?
Во-первых, нужно помнить, что левшество это один из вариантов нормативного развития человека.
Во-вторых, леворукие дети очень неоднородная группа и трудности обучения в каждом отдельном случае имеют свои причины.
В-третьих, категорией риска является не леворукость как таковая, а развитие психических функций (мышление, память, речь, внимание, пространственные представления, моторика) конкретного леворукого ребенка, которые и могут вызвать трудности в процессе обучения и адаптации к школе.
Например, опираясь на наблюдение за такими детьми, можно сказать, что левшам сложнее справляться со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесно-образными. Модели и схемы могут трудно восприниматься, т.к. левши долго осваивают пространственные понятия и часто их путают (правую и левую стороны, а иногда и верх – низ). Из-за этого же некоторые леворукие дети испытывают трудности формирования навыков устной и письменной речи, чтения.
Овладение письмом может становиться отдельным проблемным моментом, потому что даже с технической точки зрения доставляет леворукому человеку множество неудобств (начиная с особенностей захвата ручки, положения руки и заканчивая вектором написания букв).
Понимая особенности роста, развития, состояния здоровья леворукого ребёнка, можно определить необходимость особого подхода, особого внимания к нему, и это наиболее существенно при поступлении в школу.
Что же делать?
Если ваш ребенок левша, и вы замечаете, что ему трудно выполнять какие-то задания, он/она путает право и лево, зеркально пишет буквы и цифры, пройдите нейропсихологическую диагностику. Нейропсихолог не только составит профиль латеральной организации (определит ведущие руку, глаз, ухо), но и проведет диагностику всех психических функций, определит, нужна ли ему дополнительная помощь
__________________________________
Ведущая рука
Ведущей или доминирующей рукой называют ту, которую человек пердпочитает использовать для выполнения тонких и грубых моторных задач (письмо, рисование, вырезание и т.д.).
⠀
Варианты развития доминирующей руки:
Праворукость: подавляющее большинство действий осуществляется правой рукой;
⠀
Леворукость: в качестве основной используется левая рука;
⠀
Смешанное преобладание – вариант развития, при котором различные задачи лучше исполняются РАЗНЫМИ РУКАМИ. Например, такие люди лучше пишут правой рукой, а более уверенно подают мяч — левой.
⠀
Амбидекстрия: человек может выполнить любое движение одинаково хорошо любой рукой, самый редкий вариант развития.
⠀
Когда ребенок определяется с ведующей рукой?
⠀
— В большинстве случаев дети начинают чаще использовать одну из рук в возрасте 2-х лет.
— Последние исследования показывают, что некоторые дети предпочитают определённую руку даже ещё до собственного рождения (учёные замечали это, по тому, на какой руке сосёт пальчик малыш на снимках плода).
⠀
— Но ребёнок имеет право «определяться» до 5-6 лет.
⠀
— Именно в этом возрасте отсутствие доминирующей руки при выполнении конкретных действий, должно насторожить родителей и стать поводом обратиться к нейропсихологу до начала обучения в школе.