Как себя будет чувствовать ребенок в школе, зависит от того, насколько он психологически готов к этому.
Давайте разбираться, что такое «психологическая готовность к школе».
Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка, чтобы он смог усваивать знания в школе в коллективе детей.
Об уровне общего психического развития судят по уровню:
- интеллектуального развитию (познавательная деятельность, когнитивное развитие),
- произвольной регуляции (эмоционально-волевая регуляция, волевые умения),
- аффективно-потребностной сферы (мотивационная готовность , личностные качества, эмоциональный интеллект),
- коммуникативных способностей,
- речевого развития (иногда включают в психологическую готовность, но мы с вами поговорим об этом отдельно).
То есть готовность к школе – это не только знания ребенка, но и желание учиться, и возможность это делать.
Проверьте, сможет ли ваш будущий первоклассник легко адаптироваться в школе в новой для себя роли ученика.
Личностные качества
- Ребенок уверен в себе и в своих силах. Легко берется за сложное дело, пробует новое.
- Умеет оценивать критически свои действия. Сам замечает ошибки и стремится их исправить. Имеет адекватную самооценку: спокойно реагирует на замечания и похвалу.
- Обычно понимает свое настроение и адекватно его выражает, регулируя свои эмоциональные проявления.
- Любознателен, интересуется происходящим вокруг, стремится узнавать новое.
Коммуникативные способности
- Умеет сотрудничать со взрослым — воспитателем, тренером, инструктором. Удерживает совместно с ним внимание на одной теме и на одном деле. Относится к такому взрослому с уважением, а не как к приятелю.
- Может быть членом команды. Следует своей роли, выполняет свою работу, совместно и согласованно с другими делает что-то в коллективе детей, когда взрослый задает общую задачу.
- Строит отношения с другими детьми. Способен конкурировать и умеет выдерживать возникающее от соперничества напряжение.
- Понимает эмоции, намерения и причины поведения других людей. Следует негласным правилам детского коллектива.
Волевые умения
- Спокойно принимает предложенное взрослым задание. Может выполнять малопривлекательные задания, доводить дело до конца.
- Следует инструкциям и образцу, контролирует свои действия
- Соблюдает правила в играх, дисциплину на занятиях. Может регулировать свое поведение и эмоции.
Итак, если с большинством пунктов вы можете согласиться, поздравляем — ваш ребенок психологически готов к школе — сможет успешно учиться в 1 классе.
ЭЛИНА ФЕДОТОВА
Детский клинический психолог проводит диагностику, консультирует родителей, ведет вместе с Натальей Гвоздевой детский коммуникативный «Мультклуб».