«Вообще я хожу на рисование,
но мне хочется чего-то более творческого»
(Настя, 6 лет).
Я начала рисовать во взрослом возрасте, и первое время активно пробовала разные форматы учебных занятий. Так, однажды пошла на пленэр с группой одного из московских лицеев. Для меня подобное мероприятие было редким праздником, которого я очень ждала, но именно этот опыт оставил разочарование и много вопросов.
Собиралась группа очень долго, так же долго и мучительно мы добирались до места рисования в парке Коломенское. Дети шли тяжело, нагруженные этюдниками и планшетами, с явной неохотой, многие в наушниках, погруженные в себя. В точке рисования – так не говорят, «Добравшись до места пленэра, расположились», как придется, ракурс не выбирали. По инструкции преподавателя дети начали делать эскизы, в одной и той же последовательности набирать акварелью фоновый тон и подмалевок. Преподаватель ходила между детьми и как мантру повторяла слова о «необходимости охристой подложки» в пейзаже с ярким солнечным светом, о «разнице тона и цветов вблизи и вдали» и т.д. Пейзажи получались настолько похожими, что ни у кого не возникало желания повнимательнее изучить работы одноклассников. Через полтора часа дети собрались домой. Мой этюд казался мне незаконченным и вызывал чувство неудовлетворенности. Времени, выделенного на занятие, явно не хватало. Я осталась.
Вспоминая об этом, я больше всего удивляюсь поведению детей. Не было ни веселой беготни, ни радостных возгласов «Посмотри, я нарисовал!», ни каких-либо проявлений эмоциональной ценности их работы. Происходящее скорее напоминало урок физкультуры, в течение которого повторяются нужные упражнения.
Научатся ли эти дети рисовать? На уровне механических навыков, да.
Будут ли они любить это занятие, вкладывать в него душу, смогут ли создать произведения искусства? Вопрос открытый.
Так нужно ли начинать учить рисунку с детского возраста? Чему именно можно научить и в какой форме? Какие условия способствуют творческому развитию, а какие приводят к отказу? Ответы на эти непростые вопросы начинаются с понимания, что такое рисование для ребенка.
Рисование для ребенка
Рисование – форма символического, образного мышления. Ребенок рисует не предмет, а образ, обобщенное знание, впечатление от предмета, отображает в рисунке эмоциональные переживания, делает акцент на чертах, которые имеют для него эмоциональное значение. Каждый рисунок – своеобразный автопортрет. Ребенок внутренне перерабатывает событие, которое произошло в его жизни, и отображает на бумаге.
Художественный образ вмещает в себя значительно больше эмоциональной информации, чем ребенок в силу возраста в состоянии передать с помощью речи, поэтому является эффективным средством регуляции эмоции.
Изобразительная деятельность имеет и физиологический смысл. С 2-3-х лет рисование становится одним из средств становления и совершенствования зрительно-пространственного восприятия, моторики, участвует в формировании познавательных образов, помогает координировать восприятие и двигательные акты. Вопреки расхожему убеждению, что рисование является правополушарной функцией, этот процесс предполагает активное участие всех отделов мозга и способствует улучшению процессов межполушарного взаимодействия.
Польза и необходимость изобразительной деятельности для детей очевидна. Но стоит ли взрослым искусственно ее стимулировать, вмешиваться в результаты столь тонкой душевной работы? И если стоит, то когда и в какой форме?
2-3 года
Начиная с 2-х лет большинство детей активно рисуют. Их первые «каракули» отражают становления «Я» как источника активности и продуктивных действий. Сам процесс и результат – следы на бумаге — доставляют ребенку удовольствие и радость.
Как помочь
От взрослого на данном этапе требуется лишь эмоциональное участие («Отлично, мне нравится!») и умение удобно организовать пространство. Пригодятся удобные для малышей мелки и карандаши, большие листы бумаги. Часто дети выбирают обои, вместо альбома, потому что им хочется «большего размаха». Не ругайте за порчу пола или стен, прикрепите большой лист в нужное место и покажите, в какой области можно рисовать Частая ошибка: изображаемое кажется взрослым бессмысленными и они могут начать навязывать ребенку свое видение, показывать «как надо» . В лучшем случае, ребенок не поймет, чего от него хотят, в худшем — начнет чувствовать, что совершает «первые шаги» как-то «неправильно» и потеряет уверенность.
4-5 лет
К 4-5 годам ребенок начинает изображать объект схематично, выделяя наиболее существенные признаки. Например, известный «головоног»: ребенок явно акцентирует внимание на наиболее важном для него: голова, лицо.
В этом возрасте ребенок не стремится нарисовать похоже, визуально достоверно, зато с гордостью делится своими находками и визуальными обобщениями. Рисунки детей этого возраста максимально честны и свободны, и маленькому автору будут крайне неприятны вмешательства, а тем более исправления. Жалобы родителей, что ребенок забросил рисование после неудачного занятия в детском саду, часто связанны именно с этим.
Как помочь
Не используйте пособия по рисованию
Современные образовательные программы ориентированы на результат: отработку навыка, усвоение правила, улучшение формальных признаков деятельности ребенка: научить рисовать человека, освоить прыжки в длину и бросание мяча и т.д. В расчет не берется понимание ребенком процесса или явления, увлечение ребенка какой-либо деятельностью, а только выполнение инструкций. Посмотрите на современные пособия по изобразительной деятельности: это инструкции и образцы «правильного» рисования с «красивым» результатом, но не требующие самостоятельного осмысления: обвести по шаблону, закрасить по номерам, соединить линии по точкам. Что даст повторение шаблона, кроме механической тренировки навыков, которые ребенок не осознает? Ребенок наработает их самостоятельно, если будет просто много рисовать. А как он научится изобретать свои способы графической кодировки объектов, стиль изображения, «почерк» линейного рисунка? На это способен только человек с фантазией и умением полагаться на собственный опыт и выводы.
Ищите «своего» педагога
Если вы все-таки хотите обучать ребенка рисованию, внимательно отнеситесь к выбору педагога. Вдумчивый и чуткий педагог никогда не будет учить детей по шаблону и ругать за синюю лошадь или трехногую птицу. Напротив, поддержит авторское решение и поможет осознать его выразительную ценность. Кто же может посчитать ноги птицы, которая так быстро бежит, что они так и мелькают? Может быть это средство изображения движения? А как сделать лошадь мифической, сказочной, задумчивой, исчезающей вдали? Так ли случайно выбран синий цвет? У ребенка есть и свои ассоциации и объяснения этих решений, стоит только спросить и уважительно отнестись к его позиции. Чем больше поддержки, уважения и внимательного отношения к поисковой творческой работе получит ребенок в этом возрасте, тем крепче будет его желание развивать и совершенствовать свои изобразительные способности. Напротив, жесткие требования, погоня за внешними красотами и принятыми правилами рано или поздно вызовут скуку, сопротивление и отказ.
Организуйте рабочий процесс
Дети часто нетерпеливы и действуют ситуативно, легко увлекаются игрой с эффектами техники и материалами, забывая о цели. Потому одна из важных составляющих детских занятий рисованием – хорошая организация:
- устройте ему удобное рабочее место;
- предоставьте различные материалы (гуашь, акварель, карандаши, акриловые краски, кисти разных размеров, мелки и др.).;
- покажите разные техники и предложите ребенку выбор (рисование карандашом и красками, печать, монотипия, рисование ладошками или пальчиками и т.д.); осваивайте техники постепенно, не все сразу
- неторопливо и последовательно обсудите задумку.
Это именно то, чему взрослый может научить ребенка своим примером.
Рис. Кошка с крыльями. Рисунок ребенка.
5-6 лет
В 5-6 лет дети стараются воспроизвести действительный, правдоподобный вид предметов. В рисунках появляется рассказ о пространстве, появляются детали, назначения предметов. Некоторые объекты приобретают объемный контур, поворачиваются в ракурсе, изображаются в движении. Ребенок находит свои пути решения сложных пространственных задач, например, рисует предметы прозрачно, чтобы показать их пересечения, или разворачивает отдельные элементы лицом к зрителю при боковом ракурсе, чтобы можно было увидеть важное содержимое. Контуры становятся более сложными по графике, однако объем, светотень и оттенки чаще отсутствуют.
7 -8 лет
К школьному возрасту ребенок уже готов начать осваивать принципы реалистичного рисунка. Появляются вопросы и желание получить помощь взрослого в достижении более совершенного результата. И здесь обычно возникает вопрос о необходимости систематичного обучения, которое могут предложить в специализированных кружках или художественных школах.
Как помочь
Определите направление развития
В нашей культуре обычному зрителю более понятны реалистические изображения. Имеет ли смысл совершенствоваться именно в этом направлении или развивать в большей степени творческие способности и находки ребенка? От решения этого вопроса зависит и выбор места обучения.
В государственных учреждениях и академических вузах программы ориентированы именно на работу с точным изображением натуры. При всем уважении к традиции данного подхода, стоит помнить о том, что мы рискуем получить высокотехничные, убедительные и очень достоверные изображения, но лишенные индивидуальных экспрессивных качеств, живости и выразительности. В процессе обучения детям, подросткам и более взрослым студентам крайне трудно сохранить свой собственный стиль восприятия и передачи изображения, и поневоле символическая роль художественного образа уходит на второй план. Безусловно, многие художники в дальнейшем учатся находить компромисс между своим замыслом и каноном. Однако очень незначительная часть современных авторов возвращается к условному, знаковому и лишенному натуралистических подробностей стилю. Для совершенного изображения реальности существует множество технических средств, совершенствуются возможности фотографии и видеосъемки. У художников есть свои, более сложные, задачи: представить свой взгляд на мир и способ его переживания. Традиционное обучение здесь может помочь, а может существенно затормозить развитие индивидуального стиля.
Рис. Мама-королева и дочка. Рисунок ребенка.
Подойдите ответственно к выбору студии
Выбор частных школ и кружков не гарантирует обеспечение творческой атмосферы и каких-либо изменений в шаблонной программе обучения. Поэтому нужно ориентироваться на самостоятельное знакомство с педагогами студии и отзывами о его работе. Как и в других видах искусства, рисованию учит не методика, система или учреждение, а человек. Достаточно открыть любую биографию известного художника, в ней будут перечислены не школы и не техники, а имена конкретных людей, Учителей, которым удалось раскрыть талант и оказать значимое влияние на его творчество.
В обучении ребенка педагог-художник выполняет скорее роль проводника и помощника, нежели авторитарного учителя, точно знающего правила. Это человек, способный поддерживать творческую атмосферу, интерес к предмету, готовый принять и помочь проявиться индивидуальным особенностям ребенка. Это человек творческий и также с непредвзятым любопытством относящийся к находкам юных авторов, своим примером воспитывающий внимательное отношение как к природе изображаемых вещей, так и происходящему на листе живому процессу. Часто от таких педагогов можно услышать, что они и сами учатся многому у детей, обладающих своим свежим взглядом на вещи.
«Восьмилетним я уже рисовал как Рафаэль, всю оставшуюся жизнь я учился рисовать как ребенок» – писал Пикассо.
Рисованные истории — арт-терапевтическая группа для детей 6-10 лет. Подробнее узнать