Любой ребенок может испытывать трудности школьного обучения. Дети сталкиваются с проблемами при овладении различными навыками: чтением, письмом, счётом, пониманием математических задач, запоминанием и упорядочиванием (анализа) информации. При этом уровень их интеллектуального развития может не отличаться от сверстников.
Часто родители первыми замечают, что «что-то не так». Оказывается, что их ребенок не справляется с заданиями педагога и получает плохие оценки, не успевает за сверстниками в группе или классе, лениться, не может усидеть на месте, быстро устает и его сложно заинтересовать чем-либо.
Если вы знакомы с общими признаками, которые указывают на трудности школьного обучения, вы сможете распознать потенциальные проблемы на ранней стадии.
Признаки трудностей школьного обучения
Ваш школьник:
- «пишет, как слышит» (так называемое фонетическое письмо: «карова», «малако»);
- часто ошибается при чтении и письме (пропускает, заменяет или переставляет буквы и слоги);
- слитно пишет слова;
- зеркально пишет буквы и цифры;
- меняет порядок цифр в многозначных числах (вместо 42, пишет 24) и путает арифметические знаки;
- не знает или не может рассказать о чём прочитал;
- не понимает условия задачи;
- не успевает за классом при выполнении заданий;
- не понимает или не запоминает правила;
- знает правила, но не умеет их применять;
- высота и наклон букв постоянно меняются, пишет «как курица лапой»;
- плохо запоминает и вспоминает новую информацию;
- импульсивный, испытывает сложности в планировании своей деятельности;
- с трудом разбирается во временных представлениях (дни недели, месяцы и т.п.);
- плохо скоординирован, моторно неловок, часто задевает углы, роняет вещи;
- испытывает проблемы взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Если вы отмечаете такие проявления у своего ребёнка, обратитесь за консультацией к нейропсихологу.
Какие последствия могут вызывать трудности школьного обучения
Важно разобраться с трудностями школьного обучения на ранних этапах их возникновения, ведь они могут повлиять на формирование самооценки, мотивации и дальнейшем развитии личности ребенка, а также привести к следующим нарушениям:
Дислексия – нарушение чтения, характеризуется трудностями обучения беглому чтению и пониманием прочитанного, несмотря на нормальный или выше среднего интеллект.
Дисграфия — нарушение письменной речи, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова.
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма.
Дискалькулия — выраженные трудности в изучении или понимании арифметики, такие как: сложности в понимании чисел, знаков, арифметических действий, математических правил.
Когда следует обратиться за помощью к нейропсихологу
Предотвратить возникновение таких нарушений можно на более ранних стадиях. Уже у дошкольников наблюдаются предпосылки, указывающие на возможное возникновение трудностей в школьном обучении. Чем раньше оказать ребёнку помощь, тем результативней будет работа профессионалов.
Обратитесь к нейропсихологу, если ваш дошкольник:
- заговорил позже, чем большинство детей;
- есть проблемы произношения звуков;
- словарный запас растёт медленно, часто не может найти нужное слово;
- с трудом запоминает цифры, алфавит, дни недели, цвета, формы;
- очень беспокоен и легко отвлекается;
- испытывает проблемы взаимодействия со сверстниками;
- выполнение инструкций и заданий вызывает затруднения;
- крупная и мелкая моторика развиваются недостаточно.
Ребёнку необходима ваша поддержка независимо от того, когда вы обратились за помощью. Избегайте отрицательных оценок, хвалите за любые успехи, не сравнивайте с другими учениками, учитывайте особенности ребёнка (медленный темп деятельности, быструю утомляемость и т.п). Поддерживайте связь с учителем. Обращаясь за консультацией к специалистам, внимательно относитесь к их рекомендациям.
На сегодняшний день в Центре психологии и психоанализа «Август» предоставлен широкий спектр актуальных современных коррекционных разработок, направленных на устранение трудностей школьного обучения. При правильной поддержке и своевременном сопровождении специалистами (нейропсихологами, логопедами, дефектологами), дети, испытывающие трудности школьного обучения, могут добиться значительных успехов в учебе и дальнейшей жизни.
Вы можете обратиться к нам как за консультацией, так и для получения коррекционной помощи в рамках групповой или индивидуальной работы по преодолению трудностей обучения.