Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития ребенка, выражается в отставании отдельных психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы, речи.
Диагноз ЗПР говорит не о нарушении, а о замедлении темпа развития психических функций, об обратимости процесса отставания при проведении коррекционной работы.
Причинами ЗПР являются патологии беременности (токсикозы, гипоксия или асфиксия во время родов), недоношенность, тяжелые заболевания в раннем детстве, травмы; социальные ограничения ребенка (воспитание ребенка в детском доме), неблагоприятные условия жизни.
Психические функции формируются при жизни ребенка, поэтому говорить о задержке психического развития можно в возрасте примерно до 10 лет. Чаще всего отставание становится заметно при подготовке к школе и обучении в первом классе, но можно диагностировать ЗПР и раньше.
Как ЗПР проявляется в жизни?
У детей с ЗПР часто наблюдаются….
- Небольшой объем памяти, слабое запоминание (для запоминания информации или стихотворения требуется значительное время), быстрое забывание (необходимо частое повторение)
- Трудности в концентрации внимания, быстрое утомление; дети отвлекаются даже на коротких занятиях.
- Сложности мышления: детям трудно выделить главный признак при обобщении предметов или исключении лишнего. При сравнении предметов дети выделяют второстепенные признаки, а не главные. Объединять предметы в группы могут правильно, но не могут объяснить почему. Дети осознают эти трудности и стараются избежать подобных заданий.
- Сниженное восприятие информации на слух, необходимость опираться на изображение или предмет.
- Эмоциональная неустойчивость и расторможенность или наоборот, излишняя тормозимость психики.
- Отставание в речи (бедный словарный запас, слабо развита связная речь: сложно составить рассказ по картинке, пересказать услышанное).
- Для младшешкольников – слабая учебная мотивация, предпочтение игры познавательной деятельности.
Если у ребенка проявляются один или несколько описанных признаков – это повод обратиться за консультацией к специалисту. Ранняя диагностика дает шанс компенсировать задержку психического развития.
Занятия по коррекции ЗПР проводятся дефектологом, при необходимости привлекается логопед. Родитель ребенка с ЗПР максимально вовлечен в коррекционный процесс, его присутствие на занятиях активно поддерживается специалистами. Во время занятий родитель наблюдает за деятельностью дефектолога и ребенка, знакомится с используемыми методами и приемами. При необходимости он всегда может получить дополнительную консультацию.