Задержка речевого развития (ЗРР) — это отставание темпов речевого развития ребенка от нормы. Когда мы говорим о ЗРР, мы имеем ввиду детей в возрасте 3х — 4х лет.
Что может насторожить родителей:
- неактивные попытки повторения чужих слов у ребенка в возрасте 1,5 лет;
- ребенок в возрасте 1,5-2 года не понимает на слух простое задание: «иди сюда», «сядь»;
- отсутствие у ребенка в 2 года самостоятельных слов;
- если у ребенка в возрасте 2,5 лет нет простых фраз из 3-4 слов, словарный запас и менее 20 слов, затрудняется при выполнении заданий «покажи зайчика», «принеси мишку», «покатай машинку».
- ребенок 3 х лет чаще использует жесты и мимику, чем речь;
- ребенок в 3 года говорит настолько непонятно, что его не понимают даже близкие люди.
- отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок повторяет только фразы за взрослыми, из книжек, мультиков, сам речь не инициирует);
Как диагностируют ЗРР?
Первым специалистом, который может предположить у ребёнка задержку речевого развития является педиатр. Для дальнейшего обследования он направляет к неврологу и логопеду. При необходимости подключаются отоларинголог, психолог и психиатр.
Важно на этапе диагностики дифференцировать задержку речевого развития (ЗРР), задержку психического развития (ЗПР), нарушение слуха, расстройства аутистического спектра (РАС).
Как логопед работает с детьми с ЗРР?
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. В своей работе логопед опирается на психологические характеристики детей раннего возраста: особенности развития у них не только речи, но и восприятия, внимания, памяти, мышления. Учитывая несформированность общения со сверстниками в этом возрасте, работа проводится индивидуально. А непроизвольность поведения и кратковременность внимания у детей в 3-4 летнем возрасте требуют проведение занятий в игровой форме.
На занятиях логопед работает как над пониманием ребенком речи окружающих (импресcивной речью), так и над его собственной речью (экспресcивной речью).
Очень важную роль в коррекционно-педагогической работе играют родители. Ребенку необходимо создать насыщенную речевую среду, одних занятий с логопедом недостаточно для преодоления ЗРР. С ним необходимо постоянно говорить, называя окружающие предметы, проговаривая все действия ребенка, (одевание и раздевание, еда, прогулка и т.д.), читать книги, озвучивать игры с игрушками.
Почему не надо ждать?
Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет компенсировать задержку речевого развития, что предупредит появление вторичных нарушений (задержку психического развития, общее недоразвитие речи, нарушение фонематического слуха, дисграфию и дислексию).