Что такое зеркальное написание букв?
Это означает, что ребенок пишет некоторые буквы (или цифры), повернутыми в другую сторону или вверх ногами.
Например, печатные R и Я, С и ꓛ, (право-лево) или письменные: т и ш (отражение по вертикали).
Зеркальное написание букв нормально до 7 лет.
Маленькие дети нередко путают буквы, когда читают и пишут. Но если дети старше 7 лет допускают частые ошибки в написании букв, отображая их зеркально, это может говорить о проблемах с чтением или письмом. При этом зеркальное написание букв не обязательно свидетельствует о том, что у ребенка дислексия или дисграфия.
Другие причины, по которым ребенок пишет буквы зеркально:
- недостаточно сформированные пространственные представления;
- ребенок не усвоил образ букв и путает их;
- трудности зрительного восприятия.
Перерастают ли дети зеркальное письмо?
Большинство детей перерастают, так как лучше осваивают навыки чтения и письма. Но некоторым детям нужна помощь.
Если же ребенок продолжает писать буквы зеркально к концу 1-го класса, имеет смысл обратиться к специалистам: логопеду и нейропсихологу.
Как помочь ребенку дома?
- Играйте в игры для развития пространственных представлений.
- Обращайте внимание ребёнка на образ букв. Например, придумайте, на что похожа буква? Пусть ребенок нарисует.
- Придумайте правило: все буквы смотрят вправо, то есть в ту сторону, куда мы пишем. Кроме букв ЗУЧЭЯ, эти буквы смотрят влево. Поиграйте с ребенком, может быть ЗУЧЭЯ – это чье-то имя? Придумайте историю про этого героя.
- Лепите буквы, выкладывайте их из любых материалов.
Важно:
- В день изучайте не больше одной буквы или цифры особенно, если они похожи.
- Обязательно соотносите образ буквы и звук. Например, попросите ребенка провести по контуру буквы и произнести звук, который она обозначает.
- Сравнивайте похожие буквы, обсуждайте их сходства и отличия.
- Задействуйте больше органов чувств: например, зрение (цветной пластилин, блестящие бусины), осязание (лепка буквы, украшение ее зернами, ощупывание объемных букв с закрытыми глазами), слух (слушать слова и находить первую/третью букву среди букв, лежащих на столе).