Москва,
Ростовская набережная, д. 3
Детская травма и психоаналитическое лечение

Когда мы говорим о психической травме, то многим приходят в голову такие события как развод, смерть близких, сексуальное насилие, жестокое обращение, болезнь и  т.п.  Все это действительно тяжелые испытания для человека, но с точки зрения психоанализа  травмой является субъективная реакция человека на те или иные события и отношения с близкими людьми.

Нередко психические  травмы случаются в детстве, когда психика ребенка не достаточно зрелая и не в состоянии справиться с тревогой, которая возникает в результате того или иного опыта. Например, напряженные отношения между родителями или депрессия матери могут вызывать большую тревогу у детей с самого раннего возраста, когда мать и отец не могут дать адекватного ответа на нужды ребенка, потому что их психика перегружена конфликтными отношениями или тяжелыми внутренними переживаниями. Чтобы справиться с такой тревогой, ребенок может начать болеть, может нарушиться сон, появляются страхи, капризы или другие так называемые «симптомы» . И  эти симптомы мешают полноценному эмоционально-личностному  развитию ребенка и могут стать психической  травмой для данного конкретного человека.

Есть несколько причин, по которым психоаналитический подход  (психоанализ и   психоаналитическая терапия) к лечению травмы может быть более эффективным, чем другие виды психотерапии.


Об этом рассуждает психоаналитик из Канады Микаэла Барнарда,  которая имеет большой опыт работы с детьми  и подростками.

1. Психоанализ – это метод, который направлен на разрешение бессознательных конфликтов.  Часто опыт ранней детской травмы находится за пределами слов, в раннем детском опыте и, как правило, в бессознательном, что затрудняет решение проблемы с помощью тех подходов в  психотерапии, которые опираются на осознаваемый опыт. Психоанализ прислушивается именно к трудным для восприятия  бессознательным переживаниям.

2. То, что никогда не выражалось словами, появляется в организме в виде симптомов: последствия травмы, произошедшей в раннем детстве трудны для понимания именно потому, что никогда не были осознаны и выражены в словах. Они чаще «разыгрываются» в характере или поведении  человека в виде симптомов. Обычно в психоаналитической психотерапии можно начать медленно  распутывать многослойные переживания, часто через обсуждение текущих симптомов, беспокоящих пациента, например, таких как : страхи, употребление психоактивных веществ, самоповреждающего поведения, психосоматических симптомов и так далее.


3. Психоаналитические терапевты (психоаналитики) стараются распознать  значение симптомов, они не пытаются «отключить» их  в отличие от традиционной психиатрии, которая направлена на облегчение симптомов: 
 в психоанализе считается, что за каждым симптомом стоит смысл, который отражает травматический опыт человека и попытку как-то справиться с этими тяжелыми чувствами.  Например, человек может начать контролировать закрыта ли дверь, выключен ли свет и это может происходить потому, что на самом деле он должен контролировать свои агрессивные чувства по отношению к своему отцу, который в детстве наказывал его физически, но  это никак не осознается и выражается в виде таких навязчивых действиях.


4. Психоанализ использует отношения переноса, которые пациент развивает с аналитиком: 
приходя на психотерапию (психоанализ)  пациент «переносит» свой образ мыслей, способы восприятия и поведения на своего психотерапевта. Образуются уникальные отношения, которые могут помочь  осознать и пережить трудные, порой невыносимые чувства и состояния новым  способом.  И таким образом реконструировать прежний травматический опыт, освободившись от необходимости ограничивать свою  жизнь симптомами: страхами, контролем, употреблением алкоголя, болезнями, деструктивными отношениями и т.п.

 


 

Микаэла Барнарда:

Однажды в электронном письме меня спросили: «Какой первый шаг нам нужно предпринять, чтобы приступить к решению проблемы травмы в раннем детстве?».

Первый шаг — это набраться смелости и договориться о встрече с психоаналитическим терапевтом. Просто начать на знакомство с ним, строить терапевтические отношения. Будьте преданы процессу, а остальное приложится.

Социальное взаимодействие – основная проблема семьи с аутичным ребенком. Он избегает контактов, не может поддерживать диалог, быстро пресыщаем, с трудом адаптируется к новому, застревает на

Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Осип Мандельштам   Сегодня депрессия — одна из частых причин обращения за

Страх и тревога — это родственные эмоции. Вы испытываете страх в ответ на непосредственную угрозу, а тревогу — в ответ на будущую угрозу. Каждый человек

Заполните форму,
и мы вам перезвоним