Когда мы говорим о психической травме, то многим приходят в голову такие события как развод, смерть близких, сексуальное насилие, жестокое обращение, болезнь и т.п. Все это действительно тяжелые испытания для человека, но с точки зрения психоанализа травмой является субъективная реакция человека на те или иные события и отношения с близкими людьми.
Нередко психические травмы случаются в детстве, когда психика ребенка не достаточно зрелая и не в состоянии справиться с тревогой, которая возникает в результате того или иного опыта. Например, напряженные отношения между родителями или депрессия матери могут вызывать большую тревогу у детей с самого раннего возраста, когда мать и отец не могут дать адекватного ответа на нужды ребенка, потому что их психика перегружена конфликтными отношениями или тяжелыми внутренними переживаниями. Чтобы справиться с такой тревогой, ребенок может начать болеть, может нарушиться сон, появляются страхи, капризы или другие так называемые «симптомы» . И эти симптомы мешают полноценному эмоционально-личностному развитию ребенка и могут стать психической травмой для данного конкретного человека.
Есть несколько причин, по которым психоаналитический подход (психоанализ и психоаналитическая терапия) к лечению травмы может быть более эффективным, чем другие виды психотерапии.
Об этом рассуждает психоаналитик из Канады Микаэла Барнарда, которая имеет большой опыт работы с детьми и подростками.
1. Психоанализ – это метод, который направлен на разрешение бессознательных конфликтов. Часто опыт ранней детской травмы находится за пределами слов, в раннем детском опыте и, как правило, в бессознательном, что затрудняет решение проблемы с помощью тех подходов в психотерапии, которые опираются на осознаваемый опыт. Психоанализ прислушивается именно к трудным для восприятия бессознательным переживаниям.
2. То, что никогда не выражалось словами, появляется в организме в виде симптомов: последствия травмы, произошедшей в раннем детстве трудны для понимания именно потому, что никогда не были осознаны и выражены в словах. Они чаще «разыгрываются» в характере или поведении человека в виде симптомов. Обычно в психоаналитической психотерапии можно начать медленно распутывать многослойные переживания, часто через обсуждение текущих симптомов, беспокоящих пациента, например, таких как : страхи, употребление психоактивных веществ, самоповреждающего поведения, психосоматических симптомов и так далее.
3. Психоаналитические терапевты (психоаналитики) стараются распознать значение симптомов, они не пытаются «отключить» их в отличие от традиционной психиатрии, которая направлена на облегчение симптомов: в психоанализе считается, что за каждым симптомом стоит смысл, который отражает травматический опыт человека и попытку как-то справиться с этими тяжелыми чувствами. Например, человек может начать контролировать закрыта ли дверь, выключен ли свет и это может происходить потому, что на самом деле он должен контролировать свои агрессивные чувства по отношению к своему отцу, который в детстве наказывал его физически, но это никак не осознается и выражается в виде таких навязчивых действиях.
4. Психоанализ использует отношения переноса, которые пациент развивает с аналитиком: приходя на психотерапию (психоанализ) пациент «переносит» свой образ мыслей, способы восприятия и поведения на своего психотерапевта. Образуются уникальные отношения, которые могут помочь осознать и пережить трудные, порой невыносимые чувства и состояния новым способом. И таким образом реконструировать прежний травматический опыт, освободившись от необходимости ограничивать свою жизнь симптомами: страхами, контролем, употреблением алкоголя, болезнями, деструктивными отношениями и т.п.
Микаэла Барнарда:
Однажды в электронном письме меня спросили: «Какой первый шаг нам нужно предпринять, чтобы приступить к решению проблемы травмы в раннем детстве?».
Первый шаг — это набраться смелости и договориться о встрече с психоаналитическим терапевтом. Просто начать на знакомство с ним, строить терапевтические отношения. Будьте преданы процессу, а остальное приложится.