Часто родители ребёнка подразумевают под ГОТОВНОСТЬЮ К ШКОЛЕ
- умение читать,
- считать,
- писать,
- владеть базовыми знаниями иностранного языка,
т.е. условно говоря речь идёт о наличии определённых интеллектуальных знаний или навыков.
Наша же задача, как специалистов, помогающих детям, оценить сформированность базовых механизмов, которые должны стать крепким фундаментом, на котором будут надстраиваться этажи более сложных школьных навыков.
Мы обращаем внимание
- на развитие произвольных движений (не только мелких, но и крупных),
- на особенности восприятия информации с помощью зрения и слуха,
- на объём рабочей памяти,
- на умение размышлять и рассуждать,
- понимать и использовать речь,
- концентрировать и распределять своё внимание.
Трудности, которые могут возникнуть у ребёнка в одном из этих пунктов, могут стать причиной шаткости «домика» знаний, который будут стараться построить педагоги в школе или родители дома.
К 6-7 годам мозг ребёнка проходит один из самых пиковых этапов своего созревания, объём мозга становится наиболее приближенным к своему максимуму (около 95% от объёма взрослого!).
И если в это время родители и специалисты замечают какие-либо проблемы в обучении, то целью подготовки к школе как раз должна стать помощь в формировании и созревании базовых навыков, а не только набор «академических» знаний.
На что стоит обратить внимание родителю:
- Хорошо ли ребёнок управляет своим телом: сможет ли он сидеть за партой и успеть сделать то, что нужно, в нужный момент? Дети, плохо владеющие телом, тратят много энергии на то, чтобы «удержаться» за столом, не улечься на парту и не сползти на пол, одновременно пытаясь писать в тетради, и поэтому быстро устают и не могут хорошо выполнять задания
- Получается ли у вашего ребенка концентрировать своё внимание на том, что говорит взрослый?
- Способен ли ребёнок понять и запомнить задание, которое дает взрослый, понять сюжет услышанной аудиосказки?
- Получится ли у него найти общие признаки у двух предметов, а отличия?
- Сможет ли он понятно и последовательно рассказать о каком-то событии?
- Как каком темпе ребенок выполняет задания? соответствующем возрасту, слишком медлительном или о ребенке можно сказать, что он гиперактивный, неусидчивый?
- Как у него развита мелкая моторика: может ли он выполнять мелкие действия руками, рисовать, завязывать шнурки?
- Как он относится к изучению букв и цифр: с интересом или попытки обучения вызывают у ребенка сопротивление?
- Как у ребенка развита речь: словарный запас, правильное употребление слов, их формы? Насколько он разборчиво говорит?
- Как он запоминает стихи?
- Как ориентируется в пространстве? Знает ли где право и лево? Назовет ли времена года и дни недели? Ориентируется ли в понятиях: сегодня/завтра/вчера?
Можно ли помочь ребенку и развить необходимые стороны?
Да, конечно!
Возраст 6-7 лет – оптимальный возраст для развития.
Помогая мозгу созревать через специальные системы упражнений, мы создаем тот самый необходимый фундамент для сложных школьных навыков.
Светлана Александровна Плахова
— нейропсихолог, оказывает помощь детям в развитии и коррекции познавательных функций, используя обширный диапазон возможностей, который предлагает нейропсихология.
Вместе с логопедом Л.А. Поплавской является автором и ведущим специальной подготовки к школе для детей с трудностями в обучении, в том числе СДВГ.