Дети из группы риска по дислексии. Как им помочь?
Говорить о дислексии принято в возрасте детей старше 8 лет. Самый «расцвет» нарушений чтения и письма приходится на 3-й класс, почему?
В 3-м классе литературные тексты занимают несколько страниц. Мало их прочитать и понять, нужно уметь пересказать, ответить на вопросы, сделать выводы. Задания по русскому языку становятся более объемными и сложными, а быстрое и внимательное чтение помогает решать текстовые задачи по математике. Если в первом и втором классе трудности с чтением объяснялись возрастом, то есть отсутствием практики, то в третьем классе становится очевидным, что ребенок испытывает проблемы с чтением и/или письмом. Помочь ребенку можно и нужно. Этим занимается логопед.
Давайте заглянем в прошлое. Можно ли было разглядеть дислексию раньше и предупредить ее развитие?
Кто находится в группе риска
- Дислексия имеет генетическую предрасположенность. Если один из родителей испытывал проблемы с чтением и письмом (раньше у нас в стране не говорилось о дислексии), то есть вероятность, что ребенок это унаследует.
- Дети с поздним речевым развитием (ЗРР).
- Дети, имеющие в дошкольном возрасте нарушение фонематического слуха — способности выделить отдельные звуки из слова. Часто родители сами замечают, что ребенок путает похожие по звучанию слова: «орган» и «ураган», «буковки» и «пуговки» и т.д. Логопед может определить нарушение фонематического слуха с помощью специальных тестов.
- Дети, которые наблюдаются у логопеда:
- с неразборчивой речью, «проглатывающие» звуки и окончания слов;
- с ограниченным словарным запасом, испытывающие трудности с рассказом и пересказом, использующие в своей речи очень короткие и простые предложения;
- допускающие грамматические ошибки, например, «маленькая поезд».
- Дети, которые с трудом запоминают счет, алфавит, цвета, дни недели, месяцы
- Дети, испытывающие проблемы с вниманием: гиперактивные, неусидчивые или, наоборот, «мечтательные».
- Дети, которые не хотят учиться читать и писать, потому что испытывают трудности.
Ранняя коррекция дислексии помогает детям жить нормальной полноценной жизнью
«Всем известно, что профилактическая работа гораздо эффективней, чем исправление уже возникшего нарушения. Её необходимо начинать уже в дошкольном возрасте.
Это связано с тем, что в этот период у ребёнка формируются базовые функции, необходимые для того, чтобы в дальнейшем навыки письма и чтения были успешно им освоены.
При этом важно обращать внимание не только на речевые, но и на не речевые предпосылки овладения школьными навыками (память, внимание, мышление, моторное развитие, произвольная регуляция).
Так, например, для предотвращения ошибок по замене букв при письме и чтении (вместо б — п, вместо с – ш) необходимо проводить работу по различению близких по звучанию звуков речи.
А чтобы у ребёнка в школе не возникало проблем с ориентацией на листе бумаги, для запоминания образа буквы, для правильного расположения букв относительно друг друга и относительно строчки нужно работать над формированием пространственных представлений.
Таким образом, для успешной школьной адаптации и предупреждения развития дисграфии и дислексии важно вовремя заметить трудности ребёнка и обратится к специалисту».
Программа подготовка к школе детей с речевыми нарушениями >> |