Психоаналитики о детской игре
Дети еще не могут понять, что с ними происходит, не могут выразить словами свои чувства и мысли. Они не говорят о своих желаниях и трудностях, но они что-то показывают нам своим поведением: плохо себя ведут, капризничают, взрываются, а могут просто закрыться. К счастью, у нас есть еще один прекрасный способ узнать о том, что дети чувствуют и думают — через игру.
Знаменитые психоаналитики Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Мелани Кляйн и Д. Винникотт дали нам вдумчивые способы понять внутреннюю жизнь ребенка.
Когда дети играют, происходит две вещи:
● Дети выражают и реализуют свои желания
● Дети пытаются справиться с трудностями жизни
Давайте посмотрим, как маленькие дети выражают свои желания и исполняют их.
Положительные желания
Когда маленькие дети играют, они представляют все, чего им так хочется: сегодня они — самые быстрые, или самые смелые и сильные, их все любят, веселятся с ними, восхищаются их мыслями, идеями, интересуются ими.
Например,
Мама везет 2-х летнего ребенка в коляске, и если бы он мог говорить, то сказал бы нам:
«Как здорово, что я могу заставить вещи идти дальше, когда сам не могу двигаться так долго!»
Или толкая машинку:
«Я могу заставить вещи уйти и вернуться, даже если я не могу контролировать, когда моя мама уходит и возвращается».
Или играя в магазин мороженого:
«В воображаемом магазине я могу съесть столько мороженого, сколько захочу, в отличие от реальной жизни, когда мои родители разрешают мне его иногда и так мало».
4х-летний ребенок играет с куклой, кормит ее, заботится о ней. Кукла плачет и хочет, чтобы ей поменяли подгузник, он аккуратно переодевает ее, утешает. Ребенок говорит нам:
«Я хочу быть похожим на моих родителей»
или
«Я хочу иметь ребенка и заботиться о нем».
Другой 4х-летний ребенок настаивает на том, чтобы носить костюм супергероя 24 часа в сутки, спасать котят, бороться с «плохими парнями». Как будто он говорит:
«Я хочу быть большим, сильным и неудержимым, когда на самом деле я маленький и не такой сильный, как взрослые в моей жизни».
Свои желания, которые дети не могут исполнить в реальной жизни, они исполняют в игре. Или же, если их желание сбылось в реальной жизни, но слишком быстро кончилось, например, празднование дня рождения или поездка в парк. Дети могут продлить праздник, играя в него еще несколько дней.
Это положительные желания.
Запрещенные желания
Но как быть с желаниями, которые мы не приемлем не только для ребенка, но и для взрослого?
Что, если ребенок хочет, чтобы его брата больше не было рядом, чтобы родители принадлежали только ему? Что делать, если ребенок хочет что-то сломать, разрушить? Что делать, если ребенок хочет, чтобы мама ушла, чтобы он мог бы остаться только с папой? Что, если он интересуется оружием, хотя родители много раз говорили, что оружие опасно?
Дети используют воображаемую игру, чтобы выразить и такие желания тоже. Запрещенные желания выражаются в игре, потому что они не должны выполняться в реальной жизни.
Многие родители обеспокоены тем, что их ребенок интересуется насильственными темами или выражает запрещенные желания в игре, потому что они могут быть склонны к насилию или исполнению запрещенного желания. Как правило, это не тот случай.
Есть много способов интерпретировать игру ребенка, и это может быть полезно, чтобы выразить запрещенные желания в игре, так что это не должно быть обработано в «реальном времени».
Например, родитель видит, как их ребенок играет в лего, использует в игре оружие и «убивает плохих парней». Родителям часто хочется просто прекратить игру. Но что, если родитель попробует исследовать ее? Узнать, почему герои должны использовать оружие, чтобы победить плохих парней?
Родитель может спросить: «Кто эти «плохие парни?», и «Почему они должны быть побеждены?». «Правда ли, что все эти «плохие парни» плохие?».
Иногда ребенок видит в своих родителях «плохих» для того, чтобы устанавливать с ними ограничения, и они выясняют эти трудные чувства и выражают их в игре.
В других случаях дети сталкиваются с «плохими парнями», потому что они имеют дело с частями себя, которые они считают «плохими». Не проще ли просто «убить части себя», которые мы находим неприемлемыми, такими как ревность, зависть, жадность или злость?
В следующей статье узнаем, что для чего еще дети используют игру.