Москва,
Ростовская набережная, д. 3
Наблюдать за игрой своего ребенка, чтобы понять его

Психоаналитики о детской игре

Дети еще не могут понять, что с ними происходит, не могут выразить словами свои чувства и мысли. Они не говорят о своих желаниях и трудностях, но они что-то  показывают нам своим поведением:  плохо себя ведут, капризничают, взрываются, а могут просто закрыться. К счастью, у нас есть еще один прекрасный способ узнать о том, что дети чувствуют и думают — через игру.

Знаменитые психоаналитики Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Мелани Кляйн и Д. Винникотт дали нам вдумчивые способы понять внутреннюю жизнь ребенка.

 

Когда дети играют, происходит две вещи:  

●  Дети  выражают и реализуют свои  желания

●  Дети пытаются справиться с трудностями жизни

 

Давайте посмотрим, как маленькие дети выражают свои желания и исполняют их.


Положительные желания

 

Когда маленькие дети играют, они представляют все, чего им так хочется: сегодня они — самые быстрые, или самые смелые и сильные, их все любят, веселятся с ними, восхищаются их мыслями, идеями, интересуются ими.

 

Например,

Мама везет 2-х летнего ребенка в коляске, и если бы он мог говорить, то сказал бы нам:

«Как здорово, что я могу заставить вещи идти дальше, когда сам не могу двигаться так долго!»

Или толкая машинку:

«Я могу заставить вещи уйти и вернуться, даже если я не могу контролировать, когда моя мама уходит и возвращается».

Или играя в магазин мороженого:

«В воображаемом магазине я могу съесть столько мороженого, сколько захочу, в отличие от реальной жизни, когда мои родители разрешают мне его иногда и так мало».

 

4х-летний ребенок играет с куклой, кормит ее, заботится о ней. Кукла плачет и хочет, чтобы ей поменяли подгузник, он аккуратно переодевает ее, утешает.  Ребенок говорит нам:

 «Я хочу быть похожим на моих родителей»

или

«Я хочу иметь ребенка и заботиться о нем».

 

Другой 4х-летний ребенок настаивает на том, чтобы носить костюм супергероя 24 часа в сутки, спасать котят, бороться с «плохими парнями». Как будто он говорит:

«Я хочу быть большим, сильным и неудержимым, когда на самом деле я маленький и не такой сильный, как взрослые в моей жизни».

 

Свои желания, которые дети не могут исполнить в реальной жизни, они исполняют в игре.  Или же, если их желание сбылось в реальной жизни, но слишком быстро кончилось, например, празднование дня рождения или поездка в парк. Дети могут продлить праздник, играя в него еще несколько дней.

Это положительные желания.

 

Запрещенные желания

Но как быть с желаниями, которые мы не приемлем не только для ребенка, но и для взрослого?

Что, если ребенок хочет, чтобы его брата больше не было рядом, чтобы родители принадлежали только ему? Что делать, если ребенок хочет что-то сломать, разрушить?  Что делать, если ребенок хочет, чтобы мама ушла, чтобы он мог бы остаться только с папой? Что, если он интересуется оружием, хотя родители много раз говорили, что оружие опасно?

Дети используют воображаемую игру, чтобы выразить и такие желания тоже. Запрещенные желания выражаются в игре, потому что  они не должны выполняться в реальной жизни.

Многие родители обеспокоены тем, что их ребенок интересуется насильственными темами или выражает запрещенные желания в игре, потому что они могут быть склонны к насилию или исполнению запрещенного желания. Как правило, это не тот случай.

Есть много способов интерпретировать игру ребенка, и это может быть полезно, чтобы выразить запрещенные желания в игре, так что это не должно быть обработано в «реальном времени».

Например, родитель видит, как их ребенок играет в лего, использует в игре оружие и «убивает плохих парней». Родителям часто хочется просто прекратить игру. Но что, если родитель попробует исследовать ее? Узнать, почему герои должны использовать оружие, чтобы победить плохих парней?

Родитель может спросить: «Кто эти «плохие парни?», и «Почему они должны быть побеждены?». «Правда ли, что все эти «плохие парни» плохие?».

Иногда ребенок видит в своих родителях «плохих» для того, чтобы устанавливать с ними ограничения, и они выясняют эти трудные чувства и выражают их в игре.

В других случаях дети сталкиваются с «плохими парнями», потому что они имеют дело с частями себя, которые они считают «плохими». Не проще ли просто «убить части себя», которые мы находим неприемлемыми, такими как ревность, зависть, жадность или злость?

 

В следующей статье  узнаем, что для чего еще дети используют игру.

Социальное взаимодействие – основная проблема семьи с аутичным ребенком. Он избегает контактов, не может поддерживать диалог, быстро пресыщаем, с трудом адаптируется к новому, застревает на

Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Осип Мандельштам   Сегодня депрессия — одна из частых причин обращения за

Страх и тревога — это родственные эмоции. Вы испытываете страх в ответ на непосредственную угрозу, а тревогу — в ответ на будущую угрозу. Каждый человек

Заполните форму,
и мы вам перезвоним