Москва,
Ростовская набережная, д. 3
Нужен ли моему ребенку психолог?

Эмоциональные трудности и негативное поведение – проблемы, с которыми сталкиваются родители по мере взросления детей.

Какие проявления эмоций являются нормой, а какие нет? Когда негативное поведение – очередной этап взросления, а когда необходимо обратиться к специалисту? Сильные вспышки гнева, поломка игрушек — это серьезная проблема или утверждение независимости и проявление лидерских качеств? Изменение в поведении ребенка, конфликты, эмоциональные  проблемы, возникающие в случае серьезных семейных потрясений (развод, смерть, переезд) — это нормально?  Пройдет ли это самостоятельно или потребуется помощь специалиста? Насколько серьезная помощь необходима: будут ли это разовые консультации или потребуются лечение? Это сложные вопросы, которые стоят перед родителями.

 

Почему родители не обращаются к психологу

  1. Страх несостоятельности. Осознание того, что поведение ребенка нуждается в помощи специалиста, может быть болезненным или пугающим для родителей; иногда это может быть воспринято родителями как их личная несостоятельность.
  2. Страх «ярлыка». Многие родители боятся, что их ребенку могут приклеить «ярлык», который помешает ему нормально учиться, иметь друзей или создаст негативное отношение в обществе.
  3. Нежелание менять семейный уклад. Некоторые родители впадают в панику, услышав мнение профессионала о том, что эмоциональные расстройства ребенка связаны с динамикой семейных отношений, и что наилучший способ справиться с проблемой, — это понять трудности, имеющиеся во взаимоотношениях, то есть измениться самим.
  4. Желание самостоятельно наладить свою жизнь. Прежде чем обратиться за помощью к профессионалу, родители пытаются сами помочь своему ребенку. Они идут за советом к друзьям, родственникам, учителям, на интернет-форумы. Они пытаются выяснить, встречаются ли подобные проблемы в других семьях, и как они решаются. Родители ищут наиболее приемлемый способ поддержки ребенка в трудные моменты: меняют распорядок дня: снижают нагрузку, выстраивают режим, занимаются самообразованием: читают, посещают лекции и тренинги. Это и правда может улучшить поведение  ребенка и общий эмоциональный фон.
  5. Отрицание. Многие родители признают, что им необходимо изменить способы взаимодействия и научиться анализировать и контролировать свое поведение, чтобы обеспечить ребенку благоприятную и  стабильную обстановку. Но существуют и те, кто испытывает чувство гнева от того, что на них может быть возложена ответственность за поведение и эмоциональные проблемы ребенка, и отрицают это влияние.

 

Когда необходимо обратиться к психологу

Но как определить тот важный рубеж, когда поведение ребенка переходит все границы, и  наступает необходимость обращения за профессиональной помощью?
Такого момента не существует. Это постепенный процесс, когда родители начинают осознавать, что эмоциональное и поведенческое развитие ребенка не соответствует норме.

Дошкольники и школьники

Для того, чтобы определить, является ли поведение ребёнка нормой, или он нуждается в помощи, нужно ответить на следующие вопросы:

1. Насколько сильное беспокойство причиняют детские проблемы родителям, самому ребенку или другим членам семьи? Если ребенок агрессивен или конфликтен, печален или замкнут, и это причиняет беспокойство самому ребенку или членам его семьи, проблему необходимо решать со специалистом.

2. Как долго продолжается поведение, которое вызывает беспокойство?  Продолжается ли оно без изменений, или есть признаки того, что ребенок перерастает его и переходит на новый уровень развития?

3. Интенсивность поведения. Например, вспышки гнева считаются нормой у многих детей, но иногда они настолько сильные, что пугают родителей и говорят о необходимости предпринять эффективные меры. Состояния, на которые необходимо обратить внимание:

    • чувство отчаяния или безысходности;
    • отсутствие интереса к друзьям, семье, школе или к занятиям, которые ранее приносили радость;
    • поведение, которое может принести вред окружающим или самому ребенку

4.  Возраст ребенка. Некоторые особенности поведения могут считаться нормальными для ребенка двух лет, но не для 5-летнего ребенка. Не все дети достигают определенного этапа эмоционального развития в одном и том же возрасте, но экстремальные отклонения от возрастных норм поведения —  это повод для беспокойства.

5. Чрезвычайные обстоятельства. Попытки членовредительства или угрозы самоубийства, агрессивное поведение или самоизоляция, ведущие к нарушению нормального образ жизни, должны рассматриваться как чрезвычайные обстоятельства, и родителям следует принять незамедлительные меры и обратиться за помощью к районному или частному психиатру, на горячую линию неотложной психологической  помощи/

6. Здоровье. Родителям следует учитывать некоторые факторы, которые также могут влиять на поведение ребенка. Это могут быть определенные физические состояния: аллергии, проблемы со слухом, прием медицинских препаратов и т.д.

7. Внешние факторы. Отношения со сверстниками, проблемы в обучении могут создавать  дополнительный стресс; ребенок или его старшие товарищи могут экспериментировать с наркотиками или алкоголем; изменения в семейной жизни (развод, появление маленького ребенка, смерть) могут причинять беспокойство ребенку.
 Дети младшего возраста

1. Отставание в развитии. Чаще всего, первыми признаками серьезных проблем является отставание в развитии. Тщательного обследования требуют случаи, когда ребенок безразличен к окружающему миру, не проявляет эмоции, свойственные данному этапу развития  – удовольствие или страх; не следит за объектом и не реагирует на внешние раздражители, такие как шум, свет. Или, наоборот, у ребенка наблюдается повышенная чувствительность — он легко пугается, вздрагивает, кричит. Маленькие дети демонстрируют широкий диапазон поведенческих проявлений, который считается нормой и соответствует определенному этапу развития. Однако любые значительные отставания (шесть месяцев и более) в языковом развитии, в когнитивных навыках и в развитии моторики должны быть доведены до сведения педиатра. Если у родителей возникают вопросы относительно развития их ребенка, им следует обратиться к педиатру, неврологу, а в некоторых случаях необходимо обратиться за помощью к  компетентному психиатру, например, когда дети поглощены аутостимулияцией при полном исключении нормальной активности; или если дети не проявляют привязанности к человеку, осуществляющему уход; или в случае, когда  дети причиняют ущерб себе (мотают головой, кусаются, бьют себя) или окружающим, (кусаются, дерутся).

2. Насколько семья благополучна? Эмоциональное состояние и поведение детей младшего возраста тесно связано с благополучием семьи, поэтому работа специалиста направлена на семью как на целостную единицу. Консультации и диагностика маленького ребенка включают в себя помощь родителям в осознании собственного стресса и в оценке своих сил и возможностей.


Интересное по теме:

Комплексное диагностическое обследование>>

Социальное взаимодействие – основная проблема семьи с аутичным ребенком. Он избегает контактов, не может поддерживать диалог, быстро пресыщаем, с трудом адаптируется к новому, застревает на

Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Осип Мандельштам   Сегодня депрессия — одна из частых причин обращения за

Страх и тревога — это родственные эмоции. Вы испытываете страх в ответ на непосредственную угрозу, а тревогу — в ответ на будущую угрозу. Каждый человек

Заполните форму,
и мы вам перезвоним