Пространственные представления – это комплекс процессов, проходящих в нашем мозге. Он должен принять и обработать огромное количество информации, которое приходит от окружающего мира и нашего тела для того, чтобы понять, где находимся мы сами относительно всего остального.
Развитие таких представлений видно уже у младенца, который учится тянуться к игрушке. Малыш много раз пытается дотронуться рукой до интересного предмета и таким образом учится понимать где именно находится его рука в пространстве (такое восприятие своего тела называется проприоцепция) и как далеко он должен вытянуть мышцы своей руки чтобы преодолеть расстояние до игрушки (пространственное представление о дистанции).
Каждая удачная попытка становится источником очень важной информации о теле малыша и предметах вокруг него. Через некоторое время ребёнок может оценить находится ли игрушка в его доступе, уже не совершая никаких действий руками. Если вместо игрушки мы представим любимца семьи, то помимо расстояния, ребёнок учится оценивать ещё и скорость передвижения объекта в пространстве .
Только таким опытным путём ребёнок обучается точности своих движений относительно разных подвижных и неподвижных предметов или людей вокруг, становится всё более ловким и умелым.
Для некоторых детей, в силу различных причин, понимание положения своего тела и предметов вокруг даётся с трудом. Им тяжело запоминать и правильно использовать такие понятия, как верх, низ, право, лево, под, над, за, перед и так далее.
Часто инструкции учителя вроде «Держите кончик ручки между указательным и средним пальцем правой руки, саму ручку положите в ложбинку между большим и указательным пальцем» оказывается практически недоступной для понимания таким ребятам, из-за того, что в них используется много предлогов.
Таким детям сложно овладеть навыком письма, ведь при письме нужно оценить расстояние между ручкой и бумагой, приложить достаточное усилие (не слишком слабое, чтобы оставить след, но и не слишком сильное, чтобы не порвать бумагу), запомнить правильное расположение элементов в буквах и цифрах, правильно определить порядок записываемых букв.
У детей с недостаточными представлениями о пространстве возникают проблемы и со зрительным восприятием, они часто не могут верно оценить расстояние до предметов, могут быть неловкими, часто случайно врезаться в углы или людей, стоять слишком близко или далеко, не доносить предметы до поверхности.
Для того чтобы оценить развитие пространственных представлений и предложить нужные коррекционные задания, специалист, как правило это нейропсихолог, проводит специальное тестирование (диагностику), во время которого может попросить ребёнка нарисовать и написать что-нибудь, поиграть с ним в мяч, проанализировать рабочие тетради.
Автор статьи, Светлана Плахова, нейропсихолог.
Светлана Плахова проводит нейропсихологическую диагностику, коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими нарушения внимания и саморегуляции (в том числе СДВГ), отставание в речевом и/или психическом развитии (ЗПР, нарушения письма и чтения и т.п.), имеющими трудности школьного обучения; консультации родителей по вопросам стратегии обучения и воспитания детей.
Светлана Александровна – один из авторов и составителей комплексной Программы по подготовке к школе детей с СДВГ, речевыми нарушениями и другими трудностями обучения «Путешествуй вместе с нами»,
а также программы для школьников 1-2 классов, имеющих проблемы с пространственными представлениями «Зазеркалье»