Готовимся к школе и готовим руку к письму. Большинству сразу представляются прописи. Тем более выбор прописей сейчас огромен, и трудно удержаться покупки. Но нужно ли начинать с прописей или есть что-то более важное, что поможет ребенку легче осваивать навык письма, меньше напрягать руку и все тело, соответственно меньше уставать?
Недавно мы разговорились с одной второклассницей о том, нравится ли ей школа, что больше нравится, что труднее дается. Самый трудный предмет для усидчивой старательной девочки – русский язык. «Потому что там надо писать!», — честно сказала девочка. Почему же так трудно писать?
Сегодня мы будем рассматривать только моторный аспект письма.
Моторная операция письма – когда мы с помощью движения руки воспроизводим зрительный образ буквы. В этом процессе участвует все тело, крупная и мелкая моторика, координация, пространственные представления.
Что нам поможет подготовиться?
Физическое развитие
Чем лучше развит ребенок физически, чем он крепче, сильнее и выносливее, тем легче ему дается удерживать положение тела в одной позе – сидя за партой – в течение 4-5 уроков.
Существует заблуждение, если ребенка в 5-6 лет усадить за парту, он «привыкнет» и будет более усидчивым в 7 лет, когда пойдет в школу. Скорее, наоборот. Чем больше ребенок будет двигаться, гулять, заниматься спортом, лазать, играть в мяч, кататься на самокате и велосипеде, тем сильнее будут его мышцы, тем лучше его тело будет удерживать мышечный корсет. Это поможет ему меньше уставать, сидя за партой.
Моторика
Моторика – это общая координация движений, подвижность всего тела и его конечностей, выполнение простых и сложных действий в нужной последовательности для достижения какой-то цели (например, в играх или танцах). Моторика бывает мелкая и крупная, причем обе имеют одинаково важное значение для развития ребенка и освоения школьных навыков.
Крупная моторика
Умение писать строится не только на тонких движениях кисти (мелкая моторика), но и возможности управлять плечевым и локтевым суставами, мышцами всей руки (крупная моторика). Поэтому активно развиваем крупную моторику у дошкольника.
О том, как развивать крупную моторику, рассказывает нейропсихолог Светлана Плахова Что такое крупная моторика и как ее развить?>>
Мелкая моторика
Тонкие движения кистью и пальцами. О том, как развивать мелкую моторику в целом рассказывает логопед-дефектолог Людмила Поплавская в Инстаграм Мелкая моторика >>
Ну а теперь…
Какие именно упражнения нам помогут для освоения графомоторных навыков?
- Пальчиковая гимнастика. Тренируем пинцетный захват.
- Обводилки. Начните с крупных обводилок. Хорошо, если получается не окрывать руку от листа. Это труднее, чем кажется!
- Штриховки. Заштриховывание предметов
- Раскраски. Распечатывайте интересные тематические раскраски из интернета.
- Сколько по времени должны длиться занятия в 5-6 лет по подготовке руки к обучению? Сидя за столом не более 15-20 минут.
- Не забудьте после занятия дать ребенку отдохнуть, поиграть во что-нибудь подвижное или погулять!
Для нашей группы подготовки к школе «Путешествуй вместе с нами» наши специалисты логопед Людмила Поплавская и нейропсихолог Светлана Плахова вместе с художником разработали новые интересные графические задания для развития грамофтоных навыков.
Группа подготовки к школе для детей с трудностями обучения «Путешествуй вместе с нами» >>