Москва,
Ростовская набережная, д. 3
Ребенок медленно читает

В первом классе проводятся 2 проверки техники чтения: по окончании первого полугодия, когда дети прощаются с букварем, и в конце учебного года. Помимо скорости, оцениваются плавностьправильность и осознанность чтения. Не стоит относиться к этому легкомысленно. Если ребенок читает медленно, плохо понимает прочитанное, это повлечет за собой сложности в обучении и по другим предметам в дальнейшем.

Основной признак медленного темпа чтения – ребенок не любит и не хочет читать. Почему? Ему сложно, тяжело. Он быстро устает. Короткие предложения в 7-8 лет читать уже не интересно, а сложные трудно. Пока ребенок читает конец предложения, он уже забыл, что было в начале.

Со временем ком проблем нарастает. Во втором классе медленный темп чтения вызывает затруднения во всех предметах: в чтении, где объем текстов к прочтению увеличивается; в русском языке, где необходимо прочитать и понять правило, прочитать текст упражнения, понять задание к тексту, чтобы правильно выполнить его. Каково ребенку, который читает 15-20 слов в минуту понять задание: «выпишите слова, содержащие орфограмму «безударные гласные в корне слова»»?

Математика страдает не меньше: прочитать и понять условия задачи, особенно с несколькими вопросами: «насколько больше…?», «насколько меньше…?», «сколько всего…?», «сколько надо добавить, чтобы было…?».

Поставьте себя на место ребенка, как если бы вы недавно выучили буквы иностранного языка, и вам нужно было понять тонкости перевода и отличить «сколько» от «насколько». Тяжело, верно?

Особенно это становится заметно на контрольных, когда время на выполнение заданий ограничено. Ребенок просто не успевает прочитать и понять задачу. задание он чаще всего угадывает, и не всегда верно, оценка снижается. Страдает и самооценка ребенка. При этом выполнение арифметических действий у него не вызывает затруднений. Приведу пример. Мама девочки 2-го класса: «С низкой оценкой по русскому и чтению мы уже смирились, но математика? Откуда двойки за контрольные? Дома мы разбираем задачи, она все прекрасно понимает и без проблем решает, но в школе этого не получается». «Разбираем задачи» это означает «читаем текст задачи вместе». Мама нанимает репетитора по математике. Репетитор в недоумении: ребенок прекрасно справляется с заданиями, но в школе ситуация лучше не становится. Что делать?

Итак, 
если ребенок регулярно не успевает по всем предметам, получает плохие оценки, не любит читать, одна из причин может быть в слишком медленном темпе чтения.


Скорость чтения можно измерить самостоятельно
Дайте ребенку прочитать соответствующий возрасту текст. Засеките 1 минуту, посчитайте количество слов. Чтение должно быть плавным, выразительным, осмысленным. Не забудьте проверить понимание текста с помощью уточняющих вопросов: как называется рассказ? О ком идет речь? Кто что сделал? Что случилось потом? Почему? И т.д.
Тексты для проверки, которые обычно дают в школе, это короткие рассказы, например, Л.Толстого или К. Ушинского. Их можно найти в интернете.
Пример текста для конца 1 класса:


Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.
Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:
— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в
опасности от товарищей убегают.
(Л. Толстой) . 


Оцените результат: 
1 полугодие
20 и более слов — высокий темп
16-20 слов — выше среднего темп
19-15 слов — средний темп
менее 10 слов — медленный темп

2 полугодие
40 и более слов — высокий темп
30-40 слов — выше среднего
25-30 слов — средний темп
менее 25 слов — медленный темп


 

Причины медленного темпа чтения:
1. Логопедические проблемы. Особое внимание стоит обратить внимание на детей, которые имели логопедические проблемы в дошкольном возрасте (задержка речевого развития, фонетико-фонематические нарушения).
2. Нарушение техники чтения (путница между буквами и звуками, неправильное слияние звуков в слоги, побуквенное чтение).
3. Небольшой словарный запас (ребенку сложно прочитать слово, так как оно ему незнакомо).
4. Недостаточный объем памяти.
5. Недостаточно сформированное произвольное внимание.
6. Ограниченность поля зрения.
7. Регрессирующие движения глазами: взгляд возвращается к уже прочитанному

Что делать? Логопед или школа скорочтения? 
Задавая вопрос поисковику «как научить ребенка читать быстрее», родители получают массу предложений пойти учиться в школу скорочтения. Поможет ли это второкласснику читать быстрее?

Новое популярное направление помощи в обучении — школы скорочтения. Школы скорочтения принимают на обучение детей не младше 10 лет (а некоторые с 14-15 лет). То есть дети уже должны уметь читать; хорошо читать (не менее 120 слов в минуту), при этом они осмысливают прочитанное. Основная методика увеличения скорости чтения заключается в исключении артикуляции при чтении (то есть проговаривании слов про себя), расширении периферического (бокового) зрения, обучении выборочного восприятия текста. Скорочтение относится к НЛП техникам.
Некоторые школы предлагают подготовку к обучению скорочтению, куда принимаются дети 7-9 лет. На данном этапе специалисты обещают развитие интеллекта, которое будет способствовать увеличению скорости чтения, работать с пониманием текста, читать словами.
Если у ребенка имеются логопедические проблемы или не сформирована познавательная деятельность (ребенок имеет плохую память, сложности с концентрацией, вниманием), школы рекомендуют решить эти проблемы, а потом работать над темпом чтения.

Таким образом, если ребенку необходима помощь в обучении, начните ее с посещения логопеда, чтобы определить наличие или отсутствие логопедических проблем. А чтобы оценить необходимость нейропсихологической коррекции в познавательной сфере (память, внимание, концентрация) обратитесь за диагностикой к нейропсихологу.

Неуспеваемости в учебе в будущем можно избежать, если вовремя диагностировать проблемы у специального педагога, и при необходимости пройти специальную подготовку к обучению, которую проводят совместно логопед и нейропсихолог.


Людмила Поплавская, логопед-дефектолог, член Российской ассоциации дислексии, один из авторов и составителей комплексной программы по подготовке к школе детей с речевыми нарушениями «Путешествуй вместе с нами»: 

«Что может сделать родитель?
Во-первых, важно учитывать реальные возможности ребёнка и подбирать доступный материал для чтения.
Не стоит забывать и о поддержании интереса к чтению. Есть много интересных и увлекательных игр, которые помогут в совершенствовании навыка чтения.
Но самое главное, это вовремя обратить внимание на возникшие трудности и обратиться к специалисту для того, чтобы разобраться в причинах и найти пути решения»

Социальное взаимодействие – основная проблема семьи с аутичным ребенком. Он избегает контактов, не может поддерживать диалог, быстро пресыщаем, с трудом адаптируется к новому, застревает на

Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Осип Мандельштам   Сегодня депрессия — одна из частых причин обращения за

Страх и тревога — это родственные эмоции. Вы испытываете страх в ответ на непосредственную угрозу, а тревогу — в ответ на будущую угрозу. Каждый человек

Заполните форму,
и мы вам перезвоним