Каждый из нас мог наблюдать или быть непосредственным участником ситуации, когда расстроенный родитель пытается угомонить ребёнка, который «электровеником» крутится в магазине или транспорте, громко и не вовремя говорит, бесконечно теряет свои вещи и игрушки. На занятиях некоторые дети могут быть мечтательными, «считать ворон», перескакивать с одного задания на другое, им никак не удаётся сосредоточиться на чём-то одном.
За таким поведением может скрываться синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), который имеет много граней и является одним из самых частых среди детей.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является особенностью развития, которое включает в себя проблемы, связанные с невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью, которые не соответствуют возрасту ребенка. Скорее всего, причина данного синдрома связана с нарушением механизмов, которые контролируют функции торможения и самоконтроля. Различают подтипы СДВГ с преобладанием гиперактивности или дефицита внимания, а также смешанный подтип.
Некоторые признаки гиперактивности и импульсивности у детей:
- чувствуют беспокойство, часто вертят руками и ногами или ерзают на стуле;
- бегают, карабкаются и покидают свое место в ситуациях, когда нужно сидеть и тихо себя вести;
- выкрикивают ответы до того, как целиком услышат вопрос;
- с трудом стоят в очереди или дожидаются своей очереди в игре.
Признаки нарушения внимания:
- легко отвлекаются на не относящиеся к делу картины и звуки;
- не обращают внимание на детали и делают ошибки из-за своей беспечности;
- редко внимательно и полностью следуют инструкциям;
- забывают или теряют такие вещи, как маленькие игрушки, карандаши, книжки и инструменты, необходимые для выполнения задания;
- часто мечутся от одного незаконченного дела к другому.
Время от времени такие проблемы могут возникнуть у любого ребёнка, но стоит обратиться к специалистам, если вы наблюдаете такое поведение:
- с раннего возраста (до 7 лет);
- больше 6 месяцев;
- в различной обстановке (и в школе, и на игровой площадке, и дома, и в группе сверстников или взрослых);
- оно создаёт проблемы в общении, адаптации, обучении и развитии.
Диагноз СДВГ может быть поставлен, начиная с позднего дошкольного или младшего школьного возраста, поскольку для этого необходима оценка поведения ребенка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе), а также выраженные нарушения в обучении и социализации.
Задача специалиста – собрать информацию, исключающую другие возможные причины такого поведения ребенка (соматические и неврологические заболевания, взаимоотношения в семье, трудности обучения, депрессию) и подобрать необходимый путь помощи. Важно избегать гипердиагностики: время активного удержания внимания варьируется от 5 минут у 2-х летнего ребёнка до 20 минут у более старших детей и часто непоседливость и импульсивность ребёнка соответствует его возрасту.
К кому можно обратиться за помощью?
- детский психиатр – это врач, специализирующийся в психическом здоровье детей. Психиатр может определить степень нарушений и, при необходимости, обеспечить нужное лечение.
- невролог – врач, лечащий заболевания головного мозга и нервной системы, – также может диагностировать СДВГ и определять необходимость приёма препаратов.
- нейропсихолог – проведёт коррекцию и тренировку отдельных психических операций и способностей, навыков самоконтроля и внимания.
- психолог – поможет семье разработать способы поддержки ребёнка, проведёт консультации и тренинги эффективной детско-родительской коммуникации, навыков социального взаимодействия.