Количество детей, трудности которых не укладываются в узкую специализацию, постоянно растёт. Большая часть дошкольников и младших школьников оказывается в параллельной работе двух специалистов.
Часто можно наблюдать, как работа нейропсихолога становится базой для работы логопеда, а работа логопеда позволяет расширить область применения и автоматизировать приобретённые в работе с нейропсихологом навыки.
Таким общим полем работы становятся пространственные и временные представления.
Ребёнку, чтобы запомнить буквы, нужно определить из каких элементов они состоят, понять, как эти элементы располагаются относительно друг друга, научиться различать похожие буквы. Всё это становится очень сложным, если оказывается недостаточно хорошо развито пространственное восприятие.
Неправильное употребление предлогов в речи, незнание дней недели, месяцев, путаница со словами вчера, сегодня, завтра – тоже связаны с развитием пространственно-временных представлений. Работу над этими проблемами приходится начинать нейропсихологу с самых основ – помогая ребёнку разобраться с ощущением пространства на уровне тела (верх и низ, право и лево, спереди и сзади).
В этой же области лежит формирование навыков звукового анализа и синтеза (определение последовательности звуков слова и складывание из отдельных звуков целого слова), с которыми работает логопед и которые крайне важны для овладения письмом и чтением.
У детей с недостаточно сформированными пространственными представлениями часто отмечается:
- зеркальность букв и цифр,
- неправильный порядок букв при письме и чтении,
- трудности в удержании строки и пробелов меду словами,
- трудности с оформлением своих работ в тетрадях.
В рамках работы группы «Зазеркалье» объединяются усилия специалистов двух направлений. Это даёт возможность одновременно использовать методы смежных наук, нейропсихологии и логопедии, для достижения максимального эффекта, а также экономить время и энергию родителей и детей.
Программа помощи детям с недостаточно развитым пространственными представлениеми.
Зазеркалье: интенсив для 1-2 классов, логопед и нейропсихолог. Подробнее>>
Об авторах:
Светлана Плахова, нейропсихолог