Первое с чем сталкивается ребёнок, придя в школу, это обучение чтению и письму. Для взрослых эти навыки могут казаться очень простыми, но на самом деле, они включают в себя множество сложных и взаимосвязанных умений.
Чтобы ребёнок мог прочитать слово он должен:
- знать образы всех входящих в него букв
- не путать их со сходными по внешнему виду (Б и В, С и Э)
- соотносить образ буквы со звуком, который она обозначает
- прочитать буквы, соблюдая правильную последовательность
- узнать слово и воссоздать его
Чтобы написать слово ребёнку нужно:
- проанализировать слово, выделить все звуки в него входящие,
- запомнить их правильную последовательность,
- соотнести каждый звук с буквой, его обозначающей и представить её образ
- выполнить необходимые движения по написанию буквы: написать букву, соблюдая правильное направление движения, соотношение размеров и количество элементов
- соединить буквы в слово, не нарушая их последовательности
Как мы видим, одной из основ обучения чтению и письму, является умение ребёнка проводить звукобуквенный анализ и синтез слов.
Процесс звукового анализа включает в себя:
- умение слышать звуки,
- определять их количество, порядок,
- определять основные характеристики: гласные и согласные, ударные и безударные звуки.
Звуковой анализ и синтез основываются на фонематическом восприятии.
Фонематическое восприятие — это способность человека различать звуки речи. Например, отличить Б от П, разница между которыми заключается только «включением» голоса (звонкий звук Б) и «выключением» голоса (глухой звук П). Эта способность формируется у детей при нормальном развитии в возрасте от 1 года до 4 лет.
Звуко-буквенный анализ требует специального обучения, которое начинается еще в дошкольном возрасте воспитателями и логопедами.
К чему может привести несформированность звукобуквенного анализа и синтеза? С какими трудностями сталкиваются школьники и какие ошибки допускают?
При чтении:
- сложности слияния отдельных звуков в слоги
- сложности слияния слогов в слова
- замены букв на схожие по звучанию (О -У, Л-ЛЬ, С-Ш),
- пропуски и перестановки букв и слогов
- медленный темп чтения
- трудности понимания прочитанного
Письменные ошибки:
- пропуски гласных
- пропуски согласных
- пропуски и добавление слогов
- замены букв
- слитное написание слов
- раздельное написание частей слова
- орфографические ошибки
Определить причины возникших трудностей обучения и подобрать способы их решения, помогут логопед и дефектолог.