Москва,
Ростовская набережная, д. 3
Звукобуквенный анализ. Что это? Автор логопед Людмила Поплавская

Первое с чем сталкивается ребёнок, придя в школу, это обучение чтению и письму. Для взрослых эти навыки могут казаться очень простыми, но на самом деле, они включают в себя множество сложных и взаимосвязанных умений.

 

Чтобы ребёнок мог прочитать слово он должен:

  • знать образы всех входящих в него букв
  • не путать их со сходными по внешнему виду (Б и В, С и Э)
  • соотносить образ буквы со звуком, который она обозначает
  • прочитать буквы, соблюдая правильную последовательность
  • узнать слово и воссоздать его

 

Чтобы написать слово ребёнку нужно:

  • проанализировать слово, выделить все звуки в него входящие,
  • запомнить их правильную последовательность,
  • соотнести каждый звук с буквой, его обозначающей и представить её образ
  • выполнить необходимые движения по написанию буквы: написать букву, соблюдая правильное направление движения, соотношение размеров и количество элементов
  • соединить буквы в слово, не нарушая их последовательности

 

Как мы видим, одной из основ обучения чтению и письму, является умение ребёнка проводить звукобуквенный анализ и синтез слов.

Процесс звукового анализа включает в себя:

  • умение слышать звуки,
  • определять их количество, порядок,
  • определять основные характеристики: гласные и согласные, ударные и безударные звуки.

Звуковой анализ и синтез основываются на фонематическом восприятии.

Фонематическое восприятие — это способность человека различать звуки речи. Например, отличить Б от П, разница между которыми заключается только «включением» голоса (звонкий звук Б) и «выключением» голоса (глухой звук П). Эта способность формируется у детей при нормальном развитии в возрасте от 1 года до 4 лет.

Звуко-буквенный анализ требует специального обучения, которое начинается еще в дошкольном возрасте воспитателями и логопедами.

 

К чему может привести несформированность звукобуквенного анализа и синтеза? С какими трудностями сталкиваются школьники и какие ошибки допускают?

При чтении:

  • сложности слияния отдельных звуков в слоги
  • сложности слияния слогов в слова
  • замены букв на схожие по звучанию (О -У, Л-ЛЬ, С-Ш),
  • пропуски и перестановки букв и слогов
  • медленный темп чтения
  • трудности понимания прочитанного

 

Письменные ошибки:

  • пропуски гласных
  • пропуски согласных
  • пропуски и добавление слогов
  • замены букв
  • слитное написание слов
  • раздельное написание частей слова
  • орфографические ошибки

 

Определить причины возникших трудностей обучения и подобрать способы их решения, помогут логопед и дефектолог.


 Поплавская Людмила, логопед

Областью особого интереса Людмилы Александровны является исследование и использование достижений нейронауки для выявления зависимости нарушения речи от степени созревания мозговых структур и использование данных нейропсихологии и логопедии для достижения максимальных результатов в коррекционной работе. Людмила Поплавская — член Российской ассоциации дислексии.

Социальное взаимодействие – основная проблема семьи с аутичным ребенком. Он избегает контактов, не может поддерживать диалог, быстро пресыщаем, с трудом адаптируется к новому, застревает на

Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Осип Мандельштам   Сегодня депрессия — одна из частых причин обращения за

Страх и тревога — это родственные эмоции. Вы испытываете страх в ответ на непосредственную угрозу, а тревогу — в ответ на будущую угрозу. Каждый человек

Заполните форму,
и мы вам перезвоним